Роллан

Роллан в Энциклопедическом словаре:
Роллан - (Rolland) Ромен (1866-1944) - французский писатель. В 1922-38 жил вШвейцарии. В романе-эпопее ''Жан Кристоф'' (1904-12) духовные искания иметания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европынакануне 1-й мировой войны. В центре повести ''Кола Брюньон'' (1914,опубликована 1918) - образ вольнолюбивого, никогда не унывающего народногоумельца эпохи французского Ренессанса. Антивоенная публицистика (сборник''Над схваткой'', 1915). Сочувствовал социалистическим идеям, выступал взащиту СССР (при том, что отвергал все формы революционного насилия), вкотором длительное время видел ''оплот социальной справедливости''. Роман''Очарованная душа'' (1922-33), в центре которого сложный внутренний миргероини, посвящен нравственным поискам интеллигенции, попыткам найти своеместо в общественном движении масс. Художественно-мемуарные книги о Б.Микеланджело (1907), Л. Н. Толстом (1911), М. Ганди (1923), циклмузыковедческих трудов о Л. Бетховене (1928-1944). Трагедия ''Робеспьер''(1939). Нобелевская премия (1915).

Значение слова Роллан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Роллан (Амедей Rolland, 1819—1868) — французский писатель; собрания его стихотворений — "Au fond du verre" (1854) и "Poëme de la mort" (1866), драмы — "Château des Tilleuls" (1857), "Marchand malgré lui" (1858), "Usurier de village" (1858), "Vacances du docteur" (1861), "Nos ancêtres" (1868) и др., романы — "Juliette Guérin", "Martyrs du foyer" (1860), "Foire aux mariages" (1861), "Fils de Tantale" (1863).

Определение слова «Роллан» по БСЭ:
Роллан (Rolland)
Ромен (29.1.1866, Кламси, - 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.
В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902-12 - Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и другими основал журнал
«Ревю дистуар э критик мюзикаль» («Revue dhistoire et critique musicale», 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах «Святой Людовик» (1897), «Аэрт» (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге
«Народный театр» (1903). В конце 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля» (1898-1902).
Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей - творцов искусства. В 1907 появилась «Жизнь Микеланджело», в 1911 - «Жизнь Толстого». Р. ещё в студенческие годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; русский писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе
«Войны и мира», отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям - всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем ему мировую славу, - «Жан-Кристоф» (1904-12). В образе немецкого музыканта - новатора и бунтаря - нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Произведение насыщено страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологического анализа, проникновением в тайны творческого процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.
Проблемы, живо занимавшие Р., - судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творческой личности и народа - ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, - живое воплощение народного духа.
1-я мировая война 1914-18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках «Над схваткой» (1915) и «Предтечи» (1919). Р. апеллировал к разуму и совести
«убиваемых народов», обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Р. по-разному преломились в драматической сатире «Лилюли» (1919) и в лирической повести
«Пьер и Люс» (1920). В романе «Клерамбо» (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущённой империалистическим варварством и трагически оторванной от народа.
Р. приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции -
«Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Р. обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях
«Прощание с прошлым» (1931), «Ленин. Искусство и действие» (1934), сборниках публицистических статей «Пятнадцать лет борьбы» и «Мир через революцию» (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.
Основное художественное произведение Р. после 1-й мировой войны - роман «Очарованная душа» (1922-33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию
«Робеспьер», т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции.
Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободительного движения человечества.
Годы 2-й мировой войны 1939-45 Р. провёл в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название «Бетховен. Великие творческие эпохи», опубл. 1928-45),
потом - биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в декабре 1944).
Р. оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти своё место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915).
Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1-23, P., [1948-75]; Romain Rolland. Journal des anneйs de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-20. Л., [1930]-1936; Собр. соч., т. 1-14, М., 1954-58; Соч., т. 1-9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.
Лит.: Горький М., [Статья], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4-5, М., 1964-65; Балахонов В. Е., Р. Роллан в 1914-1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»),
Л., 1968; его же, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., «Жан-Кристоф» Р. Роллана, М., 1966; «Europe», 1926, № 38; 1955, № 109- 110; 1965, № 439-40; Cheval R., R. Rolland, lAllemagne et la guerre, P., 1963; Barr
иre J.-B., R. Rolland par luimкme, [P., 1968]; Pйrus J., R. Rolland et М. Gorki, P., 1968.
Т. Л. Мотылёва.
Р. Роллан.

Р. Роллан. «Кола Брюньон». Художник Е. А. Кибрик. 1935-36.

Р. Роллан. «Жан-Кристоф» (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля.

Ролл Де Хэмпол    Роллан    Роллбацен