Трагедия

Значение слова Трагедия по Ефремовой:
Трагедия - 1. Драматический жанр, произведения которого отличаются остротой и непримиримостью конфликта и оканчиваются обычно гибелью героя.
2. Отдельное произведение такого жанра.


1. Большое несчастье, порождаемое острым, непримиримым конфликтом.
2. То же, что: трагизм (2*1).

Значение слова Трагедия по Ожегову:
Трагедия - Драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя


Трагедия Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье

Трагедия в Энциклопедическом словаре:
Трагедия - (от греч. tragodia - букв. - козлиная песнь), вид драмы,проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедиисоставляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные внапряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическаяколлизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра сталатрагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У.Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедиясближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.:''Мещанская трагедия'' (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго),историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс.Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.

Значение слова Трагедия по словарю Ушакова:
ТРАГЕДИЯ
трагедии, ж. (греч. tragoidia от tragos - козел и ode - песнь). 1. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя (жанр этот возник в древней Греции из обрядовых песен, сопровождавших приношение в жертву козла в честь бога Диониса; лит., театр.). Трагедии Софокла. Ложноклассическая трагедия. 17-18 вв. ? Представление такого произведения на сцене (театр.). Играть в трагедии. Смотреть трагедию. 2. перен. Ужасное происшествие, потрясающее событие. У них в семье трагедия - погиб сын. 3. перен. Тяжелое переживание, состояние, безысходное положение, могущее привести к гибели. Личная трагедия. Гоголя привела его к роковому концу.

Значение слова Трагедия по словарю Даля:
Трагедия
ж. греч. высокая, трогательная и печальная драма. Трагический, к сему относящийся. Трагическое приключенье, вообще жалкое, печальное, ужасное и потрясающее. Трагик, сочинитель зрелищ, трагедий; актер, лицедей в трагедиях. Трагикомедия, драма смешанная, трагедия с комедией.

Значение слова Трагедия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Трагедия (греч.) — драматическое произведение, изображающее такого рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции, где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов (см.). Художественную форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из сатиров, спутников Диониса, называвшихся козлами (τραγοι); отсюда название Т. (τραγωδία — пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах. Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму. Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительною мимикою и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т. Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел хор, а потом следовал диалог актера с хором. При этом актер мог являться в нескольких ролях подряд, надевая маски, изобретение которых приписывается тому же Феспиду, таким образом получалась возможность изобразить частью в прологе, частью в хоре и в диалогах актера с хором, цельное развитие действия, в котором участвовало несколько лиц. Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось преемниками его (Херил, Фриних, Аристий и др.). Высшего своего развития греческая Т. достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их Т. участвуют уже несколько актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров. По воззрениям древних греков, над жизнью людей тяготеет неумолимый рок (см. соотв. статью). Отсюда возникают противоречия между личностью, ее нравственными стремлениями или страстями — и слепой силой, управляющей миропорядком. Нарушение установленного высшей силой порядка составляет вину героя, независимо от нравственного или безнравственного характера его стремлений; последствием этой вины являются страдания, которые и примиряют с героем высшую. мировую силу — судьбу. Цель Т., по Аристотелюочищение посредством страданий погрешившего против высшей силы героя.. В новой литературе, со времен Шекспира, понятие о трагическом видоизменилось вместе с новыми представлениями о нравственном миропорядке. В отличие от древней Т., называемой Т. объективною или Т. положения и судьбы, новая Т. называется Т. субъективною или характеров. Здесь трагизм заключается во внутреннем мире героя, в его полном противоречий характере. Из древних лишь у Софокла уже видны стремления к индивидуализации героя; в этом отношении его Т. приближаются к новейшим. О дальнейшем развитии Т. см. Драма и Русская драма. Ср. Boltz, "Die Idee des Tragischen" (Геттинг., 1836); R. Zimmermann, "Uebe r das Tragische und die Tragö die" (Вена, 1855), Duboc, "Die Tragik vom Standpunkt des Optimismus" (Гамб., 1885); G ünther, "Gründzü ge der tragischen Kunst, aus dem Drama der Griechen entwickelt" (Лпц., 1885); Lipps, "Der Streit über die Tragö die" (Гамб., 189 1); Siebenlist, "Schopenhauers Philosophie der Tragö die" (Пресб., 1880); Volkelt, "Aesth ä tik des tragischen" (Мюнх., 1897, рус. пер. в "Пед. Сборн.", 1899).

Определение слова «Трагедия» по БСЭ:
Трагедия (греч. tragodнa, буквально - козлиная песнь, от trаgos - козёл и цdе - песнь)
драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного Символа; не случайно большинство Т. написано стихами.
Исторически Т. существовала в различных проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетическая категория трагического, была задана европейским литературам древнегреческой Т. и поэтикой. По Аристотелю, Т. есть «... подражание действию важному и законченному...»
«посредством действия, а не рассказа; совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». («Поэтика», 1449 b; рус. пер., М., 1957).
Греческая Т. возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису (см. Дионисии), и сохранила печать ритуально-религиозного действа: греческая Т. есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая Т. даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл); безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством Катарсиса). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне Т. становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами риторики (римская Т., например Сенека, средневековая византийская и латинская).
Развитие жанра Т. неравномерно: новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и Барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра. Кризис и
«распад времён» выразились в испанской Т. от Л. Ф. де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка и наиболее ярко - в английской Т., прежде всего У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская Т. изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, - сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, - как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях А. Грифиуса жизнь - жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа - окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук.
Во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы Т. Классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), Т.
«высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.
Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра Т. - жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности; одновременно разрушается риторический канон литературных форм, рушится противопоставление стилей по их
«высоте» и торжествует «среднее» - в драматургии «драма» как средний между трагедией и комедией вид (см. Драма, раздел 2-й). Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже 18-19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя
«классический» стиль, то в эпоху Романтизма Т. «обратна» античной - залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает
«барочный» стройный образ мира с опустошённостью современности; в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героическую действительность через Т., изнутри её.
В России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет
«историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.
С конца 19 в. появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую Т. и Т. в «высоком стиле» - пьесы Г. фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиста, П. Клоделя, позже - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др.; эти эстетически оправданные и неизбежные опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей современной драмы; настроение безысходности, крайнего отчаяния, запечатленное в многочисленных западных пьесах, отрезает путь к Т., коль скоро авторы пьес уже ощущают себя
«по ту сторону» совершившихся трагических событий, которые не оставляют человеку простора для действий, а сами по себе превосходят в своей трагичности возможности искусства.
Напротив, литература социалистического реализма не порывает с традицией и чужда исторического пессимизма; именно поэтому в её драматургии могут получить выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героического начала, гибель не по собственной вине или ошибке
(«трагической вине» в классической Т.), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж, - всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революционную драму - «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского - героической драмой. В ряду героической драмы рассматривают также
«Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.-Л., 1936; Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971; Русские писатели о литературном труде, т. 1-4, М., 1954-56; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1912; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, т. 1, М., 1967; его же, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972; Зингерман Б., Проблемы развития современной драмы, в сборнике: Вопросы театра, М., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Benjamin W., Ursprung des deutschen Trauerspiels, Fr./M., 1963; Tragedy: modern essays in criticism, ed. by L. MichelandR. B. Sewall, Englewood Cliffs, [N. Y.], 1963; Sch
цne A., Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, 2 Aufl., Mьnch., 1968; Kommerell М., Lessing und Aristoteles, [4 Aufl.], Fr./M., 1970.
А. В. Михайлов.

Трагедийный    Трагедия    Трагизм