Диккенс

Диккенс в Энциклопедическом словаре:
Диккенс - (Dickens) Чарлз (1812-70) - английский писатель. Юмористические нравоописательные "Очерки Боза" (1836) посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) (с наивным и трогательным эксцентричным героем) свойственные Диккенсу ирония и сатира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы "Приключения Оливера Твиста" (1838), "Николас Никльби" (1839), "Мартин Чезлвит" (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы "Лавка древностей", 1841, "Рождественские повести", 1843-46) вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания "Домби и сын" (1848) и "Дэвид Копперфилд" (1850, с автобиографическими чертами), роман "Холодный дом" (1853). Детективный роман "Тайна Эдвина Друда" (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в т. ч. романы "Тяжелые времена", 1854, "Крошка Доррит", 1857). Основные нравственные коллизии романов Диккенса - столкновение бескорыстного, великодушного или беззащитного героя с миром эгоистических страстей и расчета, олицетворяемым низким "злодеем" или холодным рационалистом (иногда способным к нравственному преображению).

Чарльз Диккенс

Определение слова «Диккенс» по БСЭ:
Диккенс (Dickens)
Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, - 9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произведении Д. -
«Очерки Боза» (1836) сказались склонность Д. к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого - социальное сострадание. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) - комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.
В дальнейшем Д. становится на путь критического реализма. Роман «Приключения Оливера Твиста» (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Д. воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице «добрых» капиталистов)
торжествует. В романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества «злых денег». Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила - «добрые деньги».
В «Мартине Чезлвите» (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета - критическое изображение не только американской действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение Д. вызывает рабство негров в южных штатах.
С годами Д. приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.
Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в «Лавке древностей» (1841) и в «Рождественских повестях» (1843-46), где использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. «Домби и сын» (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и «Дэвид Копперфилд» (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д.
Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистического строя. К этому времени Д. проникается более глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения - роман
«Холодный дом» (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных
«бумажных» законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.
В романе «Тяжёлые времена» (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город «Коктаун». Д. создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых
«факты и цифры» - единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной борьбы рабочих. В «Крошке Доррит» (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Др. сфера действительности - жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые Д. сатирически обессмертил под названием «Министерства околичностей».
Д. дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.
Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции - «Повесть о двух городах» (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. -
«Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвина Друда» (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.
Мировая слава Д. утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Д. имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Д. ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме.
Советское литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистическую манеру Д., его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.
Соч.: The complete works, v. 1-30, L., [1900]; Works, v. 1-23, Bloomsbury, 1937-38; The letters, v. 1-3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1892-97; Собр. соч., т. 1-35, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-33, СПБ, [1905-09]; Полн. собр. соч., кн. 1-49, СПБ, 1909-10; Собр. соч., т. 1-30, М., 1957-63.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб.: Венок Белинскому, [М.], 1924; Луначарский А. и Шор P., Диккенс, М. - Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России, М., 1966; Сильман Т., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс. Указатель важнейшей литературы на русском языке (1838-1945), вступит. ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838-1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74; Hayward A. L., The Dickens encyclopedia, L. - N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch. Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1-2, N. Y., 1952; Engel М., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgеments, ed. by A. E. Dyson, [L., 1968]; Manning S. B., Dickens as satirist, New Haven - L., 1971; Wilson A., The world of Charles Dickens, L., [1970].
Т. И. Сильман.
Ч. Диккенс. «Тяжёлые времена» (Москва, 1933). Фронтиспис В. А. Фаворского.

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфилд» (Лондон, 1850). Илл. Х. Н. Броуна (Физа).

Ч. Диккенс.

Дикинсон    Диккенс    Диккит