Рабство

Значение слова Рабство по Ефремовой:
Рабство - 1. Общественный строй, основанный на владении рабами (1).
2. Состояние, положение раба (1,2).
3. перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
4. перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.

Значение слова Рабство по Ожегову:
Рабство - Состояние, положение раба


Рабство Состояние полной зависимости, подчиненности
Рабство Рабовладельческий строй

Рабство в Энциклопедическом словаре:
Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, прикоторой раб наряду с орудиями производства является собственностью своегохозяина - рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. Впоследующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значениеприобрело в 17 - нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, кудаввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено напротяжении 19 в.

Значение слова Рабство по словарю Ушакова:
РАБСТВО
рабства, мн. нет, ср. 1. Состояние, положение раба. Освободиться от рабства. Томиться в рабстве. 2. Общественный срой, основанный на владении рабами (в 1 знач.), хозяйство, основанное на рабском труде. При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. Сталин. 3. перен. Эксплоатация, угнетение одних людей другими. Народы России в октябре 1917 г., руководимые партией Ленина-Сталина, сбросили с себя цепи капиталистического рабства. 4. перен. Полное подчинение какому-н. влиянию или увлечению. Он в полном рабстве у своих страстей.

Определение слова «Рабство» по БСЭ:
Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя. Источники Р. - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр.
Начальной формой Р. было т. н. патриархальное P., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для Афин 5-4 вв. до н. э., для поздней Римской республики патриархальное Р. - уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное P., связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в «говорящее орудие».
Расцвет «классического» Р. был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности Р. и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические факторы (сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д.) действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат). Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.
В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи «варварских» государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в.
В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе; в 10-11 вв. Р. сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии Р. существовало до 4-6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.
В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. -Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником Р. в средние века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с
«неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках (см. Зинджи), в войсках мусульманских государей (см. Гулямы, Мамлюки), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).
Новый этап широкого распространения (с 16 в.) Р. в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. н. первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение Р. приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки.
Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.
По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против Р. (Аболиционизм в США и т.п.) началась отмена Р. Великая французская революция провозгласила отмену Р. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в.
Великобритания юридически отменила Р. в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р. в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством государств Американского континента. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р. (Пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.
Международно-правовое регулирование борьбы против Р. началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших Р., носило формальный характер. По существу первая международная конвенция против Р. была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с P., принявшая дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. (принудительный труд и т.п.).
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства,
«Вестник древней истории», 1960, № 4; Баллон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1-2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М. - Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Пашерстник А. Е., Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G. W., Slavery, L., 1958: Nevinson Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l
йsclavage dans les colonies franзaises, P., 1948; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Durnond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961.
В. И. Козлов.

Рабский    Рабство    Рабствовать