Одежда

Значение слова Одежда по Ефремовой:
Одежда - 1. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и т.п.), которыми покрывают тело или надевают на него.
2. Часть таких предметов, исключая белье, обувь, головные уборы; платье.
3. То, что надето на ком-л. или во что одет кто-л.

Значение слова Одежда по Ожегову:
Одежда - Покрытие проезжей части дороги Spec


Одежда Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело

Значение слова Одежда по словарю синонимов:
Одежда - платье
одежа
одеяние
облачение
наряд
костюм
туалет
убранство
убор

Значение слова Одежда по словарю Ушакова:
ОДЕЖДА
одежды, ж. (книжн.). 1. только ед. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), к-рыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и сырую постель. Тургенев. И ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл. Тютчев. ? То же, не считая белья, обуви и головных уборов; платье. Верхняя одежда (пальто, шуба). Готовая одежда. 2. только мн. То, что надето на ком-н., во что одет кто-н. (поэт. книжн.). Чужбины прах с презреньем отряхаю с моих одежд. Пушкин. Женщина босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд. Максим Горький. 3. Покрытие проезжей части дороги (тех.). Одежда дороги. Асфальтовая одежда. Гудроновая одежда.

Значение слова Одежда по словарю Даля:
Одежда
ж. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафта

Значение слова Одежда по словарю Брокгауза и Ефрона:
Одежда (культ.-историч.) — представляет у различных народов различные степени развития, в зависимости от общего уровня культуры, от климатических условий, от обычая или моды. При одинаковых климатических условиях дикари бывают одеты скуднее культурных народов; под тропиками О. уменьшается до минимума, тогда как в полярных странах и дикари вынуждены закутываться с ног до головы в звериные шкуры. В теплом климате многие племена дикарей ходят совершенно нагими или довольствуются небольшой повязкой, ремешком, листом, покрывающим половые органы. В таком прикрытии многие видят начало О. Шурц (Schurtz, "Philosophie der Tracht", 1891) связывает появление О. с чувством стыда, как необходимым следствием социального развития человечества; О., по его мнению, есть ничто иное, как внешнее выражение духовного процесса: она возникает параллельно утверждению прав известного мужчины на известную женщину; отсюда и изменение костюма с выходом замуж и вообще его соотношение с различными событиями и эпохами половой жизни. Известный путешественник фон-ден-Штейнен, наблюдавший жизнь многих племен дикарей во внутренней Бразилии, не соглашается, однако, с таким взглядом и не думает, чтобы появление О. было обязано исключительно чувству стыда. По его наблюдениям шнурок, носимый дикарями на чреслах, имеет, большей частью, такой же смысл, как и шнурок, носимый на шее; к нему привешиваются зерна, камешки, раковины, звериные зубы и другие украшения. Некоторые племена, как суйя, ходят совершенно нагими — и мужчины, и женщины; у других, как бакаири, мехинаку и т. д., мужчины остаются голыми, но женщины носят тройной шнур, украшенный треугольными пластинками, вырезанными из пальмовых листьев. Мужчины племени трумай перевязывают ниткой praeputium, a женщины носят вокруг чресл повязку с куском древесной коры. У племен юруна и бороро мужчины обертывают половые части особым соломенным футляром, но в этом нельзя видеть стремления их скрыть, так как во время празднеств юноши украшают футляр длинными раскрашенными палочками или флюгерами. Скорее следует объяснять подобные приспособления стремлением защитить более нежные части от укуса насекомых или от острых шипов растений, особенно при движении в лесу, для охоты, собирания плодов и т. д. Что чувство стыда играет при этом второстепенную роль, видно из того, что как мужчины, так и женщины охотно снимали и отдавали закрывающие приспособления в обмен на разные привлекавшие их безделушки. Настоящий стыд мог констатировать у них фон-ден-Штейнен по отношению к еде; есть на глазах у всех считается неприличным, каждый должен делать это уединенно, в хижине. По всей вероятности, и чувство полового стыда сказалось первоначально в сознании необходимости уединения мужчины и женщины для удовлетворения половой потребности ("физиологическое чувство стыда"), а затем уже — и в необходимости закрытия соответствующих частей ("анатомическое чувство стыда"), особенно у женщины, половая свобода которой ранее и в большей степени подвергается ограничению. Во всяком случае, чувство стыда должно было возникнуть ранее О. и не может быть связываемо с развитием последней, как это иногда утверждалось. Нельзя сказать, чтобы более одетые племена отличались и большим развитием чувства стыда, и наоборот; нередко у дикарей мужчины оказываются более одетыми, чем женщины, женатые и замужние — более чем юноши и девушки; северные дикари, одетые в звериные шкуры, в натопленных землянках раздеваются донага, и стыда у них оказывается иногда меньше, чем у голых дикарей тропиков. В культурной Японии до последнего времени мужчины и женщины мылись в банях совместно, нисколько не стыдясь своей наготы. Нельзя, однако, отрицать, что на известном уровне культуры стыд играет заметную роль по отношению к О., причем, однако, проявление этого стыда в значительной степени условно. У иных народов закрытие лица, волос, ног имеет для женщины большее значение, чем, например, закрытие груди или даже половых частей. На примитивных стадиях и в теплом климате О. часто в значительной степени уступает место украшениям, надеваемым на чресла, шею, руки, ноги, в уши, нос, волосы и т. д., или выражающимся в обмазывании и раскрашивании тела, татуировке и т. д. Обмазывание (например глиной) могло иметь, впрочем, первоначально и полезную цель, предохраняя от жары и укусов насекомых. Куски красной охры неоднократно были находимы в пещерах и в отложениях палеолитического периода, чем доказывается глубокая древность румян. Материалами для О. дикарей служат листья, кора или приготовленная из неё ткань (тапа — в Полинезии), солома, перья, шкуры, кожи, рогожки или циновки, наконец, материи, сотканные из нитей. Необходимость связывания отдельных кусков шкур или ткани привела к применению нитей (из сухожилий, ремешков, растительных волокон) и шильев или игл. Уже дикари палеолитического века умели изготовлять себе иглы из кожи и рога. Простейший вид О. представлял плащ, обертываемый вокруг тела — в виде пончо, пледа, бурки, шали, тоги, шинели, юбки, хламиды и т. д., — или открытый с обоих концов мешок, снабженный боковыми прорезами для рук — давший начало саккосу, хитону, тунике, рубашке, блузе, а, с разрезом спереди (или сзади) — кафтану, казакину, жилету, сюртуку, кофте, лифу и т. д. Юбка, перехваченная между ногами, послужила первообразом панталон. Части О. сначала скреплялись завязками, булавками, пряжками, фибулами, брошками, затем посредством пуговиц и петель. Подобная же последовательность в развитии может быть прослежена и в головных уборах, и в обуви, простейшую форму которой представляют сандалии (привязанные к ноге кожаные или деревянные подошвы, например у бушменов), защищающие ноги кожаные мокасины (у североамериканских индейцев) или скроенные из мягкой кожи чевяки (у туземцев Кавказа). Ср. Костюм. Д. А.


Одеваться   
Одежда   
Одежда Из Цельного Куска Ткани