Силуэт

Значение слова Силуэт по Ефремовой:
Силуэт - 1. Одноцветное контурное изображение кого-л., чего-л. на фоне другого цвета.
2. перен. Очертания кого-л., чего-л., различимые вдали, в темноте, в тумане.
3. Внешнее очертание чего-л.; контур.

Силуэт в Энциклопедическом словаре:
Силуэт - (франц. silhouette) - очертание предмета, подобное его тени; видграфической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.Силуэты рисуются (тушью или белилами) или вырезаются из бумаги инаклеиваются на фон.

Значение слова Силуэт по словарю Ушакова:
СИЛУЭТ, силуэта, м. 1. Одноцветное контурное изображение человека, предмета на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное. 2. перен. Смутные внешние очертания чего-н., виднеющиеся в темноте, тумане. Вот мелькнули огоньки, силуэты изб. Чехов. От времени до времени вырезываются силуэты ближайших деревьев. Лесков. (По имени фр. министра 18 в. Э. де-Силуэта.)

Значение слова Силуэт по словарю Даля:
Силуэт
м. франц. снимок с тени, с бокового очерка лица.

Значение слова Силуэт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Силуэтизображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних пор существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине ХVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы. Самое название С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709 — 1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках ("Двор Императрицы Екатерины П, ее сотрудники и приближенные", СПб. 1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду: вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С. было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою (см.), изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. Бем. А. С — в.

Определение слова «Силуэт» по БСЭ:
Силуэт - [франц. silhouette, от имени франц. генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709-67), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля]. В широком смысле С. - характерное очертание предметов как в природе, так и в искусстве, подобное его тени. В узком смысле С. - вид графической техники: плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. С., нарисованный (тушью или белилами) либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контуром, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. Искусство С. известно с древности в Китае (где оно ещё сохранило свои традиции), Японии и других странах Азии. В Европе искусство С. распространилось с 18 в. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты (Ф. О. Рунге, А. Менцель, П. Коневка в Германии, Ф. П. Толстой, Е. М. Бем, Г. И. Нарбут в России). В сов. время в технике С. работали Е. С. Кругликова, Н. В. Ильин и др.
Лит.: Кузнецова Э., Искусство силуэта, [Л., 1970].

Силушка    Силуэт    Силуэтик