Бунин

Бунин в Энциклопедическом словаре:
Бунин - Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, почетный академикПетербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжалклассические традиции (сборник ''Листопад'', 1901). В рассказах и повестяхпоказал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб(''Антоновские яблоки'', 1900), жестокий лик деревни (''Деревня'', 1910,''Суходол'', 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни (''Господиниз Сан-Франциско'', 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции вдневниковой книге ''Окаянные дни'' (1918, опубликована в 1925). Вавтобиографическом романе ''Жизнь Арсеньева'' (1930) - воссоздание прошлогоРоссии, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существованияв новеллах о любви (''Митина любовь'', 1925; книга ''Темные аллеи'', 1943).Мемуары. Перевел ''Песнь о Гайавате'' Г. Лонгфелло (1896). Нобелевскаяпремия (1933).

Определение слова «Бунин» по БСЭ:
Бунин - Андрей Владимирович [р. 15(28).3.1905, Воронеж], советский историк архитектуры, доктор искусствоведения (1958), профессор Московского архитектурного института (с 1942). Член КПСС с 1958. Исследователь истории отечеств, и зарубежного градостроительства. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935 (совм. с М. Г. Кругловой); История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Geschichte des russischen Stдdtebaues bis zum 19. Jahrhundert, B., 1961.


Бунин - Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж, - 8.11.1953, Париж], русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник «Стихотворения».
Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) - пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. Поэзия Б. - песнь о родине, её
«бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Б. о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К декабрю 1895 относится знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 - с М. Горьким, который привлек Б. к сотрудничеству в издательстве
«Знание», содействуя становлению демократических взглядов молодого писателя. В лучших рассказах этой поры - «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901), «Чернозём» (1904) - наряду с обобщёнными раздумьями о судьбе России, ещё ощутима социальная индифферентность Б. Начиная с повести
«Деревня» (1910), Б. обращается к широкой общественной тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»).
Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Б. своим реалистическим изображением крестьянской жизни после Революции 1905-07 дал, однако, по выражению В. В. Воровского, «... своего рода исследование о причинах памятных неудач»
(Литературно-критические статьи, 1956, с. 334). Хроникой вырождения усадебного дворянства явилась повесть «Суходол» (1911).
В 1909 Академия наук избрала Б. почётным академиком.
Б. много путешествовал; итогом его поездок по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907-11). В 1910-е гг. в творчестве Б. возникает новая тематика: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»),
проникновение в «тёмные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистической цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915), колониализму («Братья», 1914).
Мастер «малых» форм - повести, рассказа, новеллы, Б. был выдающимся стилистом, создавшим особый «парчовый» (плотный, узорчатый) язык. Живописность и строгость, музыкальность и ритмическая выразительность характерны для бунинской прозы. Среди поэтических переводов Б. -
«Песня о Гайавате» (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло.
Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию. Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (отдельное издание 1930, Париж) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Б. занимает тема роковой любви-страсти
(«Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Тёмные аллеи», Нью-Йорк, 1943). В эмиграции Б. создал также философско-литературный трактат о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал
«Воспоминания» (Париж, 1950), в которых содержатся выпады против М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Н. Толстого. Автор книг об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. присуждена Нобелевская премия. Во многом противоречивое творческое наследие Б. обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России. Творчество Б. высоко ценится и всесторонне изучается в СССР. Сочинения его широко издаются.
Соч.: Под открытым небом. Стихотворения, М.. 1898: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1902-09; Полн. собр. соч., т. 1-6, П., 1915; Собр. соч., т. 1-12, [Берлин], 1934-39; Темные аллеи. 2 изд., Париж, 1946; Весной в Иудее. Роза Иерихона, Нью-Йорк, 1953; Собр. соч., т. 1-5, М., 1956; Повести. Рассказы. Воспоминания. [Вступ. ст. К. Паустовского], М., 1961; Собр. соч., т. 1-9. [Вступ. ст. А. Твардовского], М., 1965-67.
Лит.: Боровский В. В., Бунин, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Айхенвальд Ю. Н., Силуэты русских писателей, в. 3, 3 изд., М., 1917; Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.:. Русская литература XX века. 1890-1910. под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.]; Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928; Муромцева-Бунина В. Н., Жизнь Бунина. 1870-1906, Париж, 1958; Никулин Л. В., Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты, М., 1960; Стерлина И. Д., Иван Алексеевич Бунин, Липецк, 1960: Афанасьев В. Н., И. А. Бунин. Очерк творчества, М., 1966; Михайлов О. Н., Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества, М., 1967; Бабореко А. К., И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М., 1967; Волков А., Проза Ивана Бунина, М., 1969.
О. Н. Михайлов.
И. А. Бунин. «Полевые цветы» (Москва, 1901). Илл. М. Демьянова.
Бунин - Леонтий, русский гравёр конца 17 - начале 18 вв. Работал в Оружейной палате в Москве. Основная работа - 43 листа букваря Кариона Истомина, гравированные резцом на меди (1692-94). На каждом листе букваря, созданного для Алексея, сына Петра I, - буква, составленная из человеческих фигур, предметы, названия которых начинаются с этой буквы, а также её славянское, греческое и латинское написания.
Лит.: Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951.
Леонтий Бунин. Страница из букваря, составленного Карионом Истоминым. Резцовая гравюра на меди. 1692-94.

Буниатян    Бунин    Бунич