Истомина

Истомина в Энциклопедическом словаре:
Истомина - Авдотья Ильинична (1799-1848) - российская артистка балета. С1816 ведущая танцовщица балетной труппы С.-Петербурга. Исполнительницаведущих партий в балетах Ш. Дидло. Первая создала пушкинские образы набалетной сцене (''Кавказский пленник, или Тень невесты'', ''Руслан и Людмила,или Низвержение Черномора, злого волшебника''). Искусство Истоминой воспетоА. С. Пушкиным в ''Евгении Онегине''.

Значение слова Истомина по словарю Брокгауза и Ефрона:
Истомина (Евдокия Ильинична, 1799-1848) — известная танцовщица СПб. балета, воспитанница театрального училища, ученица Дидло, воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине". Наибольшим успехом И. пользовалась в балетах "Зефир и Флора", "Африканский лев" (1818), "Калиф Багдадский", "Евтимий и Евхариса", "Роланд и Моргана", "Лиза и Колен" (1820), "Лелия Нарбонская" и др. И. участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами. Благодаря своему таланту и красоте И. всегда была окружена толпой поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По выходе в отставку, уже в 40-х гг., И. вышла замуж за второстепенного актера Екунина. См. "Дуэль Завадовского с Шереметевым" (в "Исторических очерках и рассказах" С. Н. Шубинского, СПб. 1 893) и в "Русской старине" (1874), в биографии Грибоедова, бывшего секундантом Завадовского. Также см. "Воспоминания" Вигеля (ч. 5-я) и Головачевой-Панаевой (стр. 20-21, изд. 1890 г.) и альманах Булгарина "Талия" (1825).

Определение слова «Истомина» по БСЭ:
Истомина - Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург, - 26.6(8.7).1848, там же], русская артистка балета. В 1816 окончила Петербургское театральное училище и дебютировала на сцене петербургского Большого театра, вскоре заняла положение ведущей танцовщицы балетной труппы. Исполнительница главных партий в анакреонтическом (Галатея - «Ацис и Галатея» Кавоса),
а затем и героическом (Евхариса - «Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса» Жома) балетах Ш. Дидло, И. владела искусством выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. А. С. Пушкин воспел И. в «Евгении Онегине».
Её прославленные партии: Флора («Зефир и Флора» Кавоса), Лиза («Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность»), Луиза («Дезертир», музыка сборная), Черкешенка («Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса),
царица Сумбека («Сумбека, или Покорение Казанского царства» Сонне). В творчестве И. воплотились черты, предвещавшие начало расцвета русского балетного романтизма.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 156-58; Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Эльяш Н., Авдотья Истомина, [Л., 1971].
В. М. Красовская.
А. И. Истомина.

Истомин    Истомина    Истомление