Дидло

Дидло в Энциклопедическом словаре:
Дидло - (Didelot) Шарль Луи (1767-1837) - французский артист балета,балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографическогоискусства кон. 18 - нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал вСанкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра наодно из первых мест в Европе.

Значение слова Дидло по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дидло (Карл Людовик) — известный балетмейстер (1767—1837); род. в Стокгольме, где его отец был балетмейстером; учился в Париже; первый балет свой поставил в Лондоне. В 1801 г. Д. был приглашен Н. Б. Юсуповым в СПб., где дебютировал балетом "Аполлон и Дафна" (1802). Его балеты произвели переворот в современной хореографии; он отменил парики, франц. кафтаны, башмаки с пряжками, фижмы, шиньоны, мушки и проч., ввел трико телесного цвета, а также невиданные дотоле полеты. С небольшим промежутком Д. пробыл на СПБ. балетной сцене до 1829 г. † в Киеве. Д. поставил русский балет на небывалую до него высоту и образовал много хореографических знаменитостей русских: Данилову, Истомину, Телешову, Зубову, Лихутину, Гольц, Дидье и др. Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Д. и его учениц. Его балеты многочисленны. Воспоминания о нем напечатаны его учеником А. П. Глушковским ("Пантеон", 1851, кн. II, IV и VI). Его биография — Н. Мундта ("Репертуар", 1840, кн. I). Ум.

Определение слова «Дидло» по БСЭ:
Дидло (Didelot)
Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, - 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 - начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани. Работал как танцовщик с Ж. Добервалем, Ж. Ж. Новером. Танцевал и ставил балеты в театрах Лондона, Парижа. В 1801 был приглашён в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1831 (с перерывом, 1811-1816), поставил более 40 балетов. Круг сюжетов, представленных в балетах Д., разнообразен, - анакреонтические
(«Зефир и Флора», «Амур и Психея» Кавоса, 1804, 1809), трагические («Тезей и Арианна, или Поражение минотавра» Антонолини, 1817; «Федра» Кавоса и др., 1825), историко-романтические («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Венюа, 1817),
комедийные («Карл и Лизбета, или Беглец против воли» Турика, 1820). Д. стремился углубить драматическую содержательность балета, усилить эмоциональную и психологическую выразительность образов. В 1823 Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы)
«Кавказского пленника» Пушкина. С 1804 руководил Петербургской театральной школой (ученики - М. И. Данилова, А. И. Истомина и др.).
Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л. - М., 1958; Глушковский А. П., Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин», 1856, т. 1, кн. 6; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954.
Ш. Л. Дидло.

Дидион    Дидло    Дидо