Учитель
Значение слова Учитель по Ефремовой:
Учитель - 1. Тот, кто занимается преподаванием какого-л. предмета в школе; преподаватель. // Тот, кто обучает, учит чему-л.
2. Тот, кто научил или учит чему-л., кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-л., чего-л.; воспитатель, наставник.
3. Тот, кто является главой, автором какого-л. учения (4), высшим авторитетом в какой-л. области и имеет последователей.
Значение слова Учитель по Ожегову:
Учитель - Глава учения N2, человек, который учит (научил) чему-нибудь
Учитель Лицо, которое обучает чему-нибудь,
преподаватель
Учитель в Энциклопедическом словаре:
Учитель - Ефим Юльевич (1913-88) - российский оператор и режиссердокументального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в созданиифильмов: ''Ленинград в борьбе'' (1942), ''Парад победы'' (1945); поставилфильмы: ''Русский характер'' (1957), ''Мир дому твоему'' (1960), ''Граница''(1972), ''Мои комиссары'' (1979) и др. Государственная премия СССР (1943).
Значение слова Учитель по словарю синонимов:
Учитель - преподаватель
педагог
Значение слова Учитель по словарю Ушакова:
УЧИТЕЛЬ
учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, м. 1. (учители устар.). лицо, занимающееся преподаванием какого-н. предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Ленин. Съезд учителей. Учитель русского языка. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-н. Учитель пения. Учитель танцев. 2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-н. учения (см. учение в 3 знач.). Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма. 3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-н., кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-н....Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Сталин. Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата... История ВКП(б). И за учителей своих заздравный кубок поднимает. Пушкин. Мои университетские учителя.
Определение слова «Учитель» по БСЭ:
Учитель - Ефим Юльевич [р. 15(28).10.1913, Тирасполь], советский оператор и режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1940. Учился на операторском факультете Ленинградского института киноинженеров (1930-35). Был одним из операторов фильма
«Линия Маннергейма» (1940). В Великую Отечественную войну 1941-45 фронтовой кинооператор, режиссёр-оператор (совместно с др.) фильмов «Ленинград в борьбе» (1942), «Прорыв блокады Ленинграда» (1944), «Берлин»,
«Парад Победы» (оба в 1945) и др. В 60-70-е гг. режиссёр фильмов «Русский характер» (1958), «Дочери России» (1960), «Мир дому твоему» (1961), «Рассказы рабочих» (1965), «Ленинград - город-герой»,
«Верность» (оба в 1974) и др. Фильмы «Ленинград в борьбе» (1942) и «Лагерь смерти Клоога» (1944) демонстрировались на Нюрнбергском процессе как обвинительные документы. С 1964 художественный руководитель 1-го творческого объединения Ленинградской студии документальных фильмов. Государственная премия СССР (1943), Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Учитель - в СССР,
педагогический работник, осуществляющий коммунистическое
воспитание, образование и
обучение подрастающего
поколения в общеобразовательных школах (см.
Педагог, Воспитатель, Преподаватель). Деятельность и общественное-правовое
положение У. в дореволюционной России определялись, как и в любом классово-антагонистическом обществе, интересами господствующих эксплуататорских классов. На самой низшей
ступени общественного положения находился народный У., обучавший в начальных школах детей крестьян и трудящегося городского
населения. Народный У. пользовался уважением со
стороны трудового народа, был близок к нему,
глубоко переживал его
бесправие и
угнетение и
поэтому был
чуток к
восприятию революционно-освободительных идей.
Учитывая это,
правительственные органы усиливали
контроль за
благонадёжностью учителей. Учителя гимназий и др. средних учебных
заведений занимали
привилегированное положение, правительство стремилось
превратить их в преданных ему чиновников.
Однако среди значительной части учителей к
середине 19 в. получили
широкое распространение прогрессивные педагогические идеи В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского и др. представителей Отечественной демократической
педагогики, несовместимой с
«казённой педагогией»
министерства народного
просвещения - министерства «... полицейского сыска,
глумления над молодежью...»
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 135).
Среди прогрессивно
настроенной части учительства нарастало
недовольство рутиной в организации педагогического процесса. С усилением освободительного
движения эта
часть учительства
численно росла и всё
более положительно влияла на
направление учебных занятий,
изменение стиля
отношений с учащимися.
После
Октябрьской революции 1917
политика Сов.
власти была поддержана подавляющим числом учителей дореволюционной школы. «Чиновники от просвещения» оказались в ничтожном
меньшинстве. Учительство привлекли
широта размаха и
демократизм реформы всей системы народного образования,
творческие перспективы педагогической деятельности.
Поэтому В. И. Ленин уже в 1918 выдвинул требование
«...
связать учительскую
деятельность с задачей социалистической организации общества» (там же, т. 36, с. 420).
К
осознанию задач
построения нового общества учителя шли
через творческое
участие в
перестройке системы народного образования и
проведении культурной революции в СССР. Реализация ленинского
указания о
превращении учительства в главную армию социалистического просвещения явилась одним из важнейших итогов этой революции, в ходе которой осуществлены идейно-политическое
перевоспитание и педагогическая
переподготовка дореволюционного и создана
система подготовки нового У. В Советском государстве создан
новый тип нар. У. Его труд приобрёл высокую общественную
значимость, он
«... тем ценен и прекрасен, что... формирует самого человека... Учитель... осуществляет
связь времен, он -
звено в цепи поколений. Он как бы передает
эстафету из настоящего в будущее...»
(Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, 1973, с. 228).
У. принадлежит решающая роль в воспитании и образовании,
совершенствовании учеебного процесса. «... Без личного непосредственного влияния
воспитателя на воспитанника
истинное воспитание, проникающее в
характер, невозможно»
(Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2, 1948, с. 64). От
личности У., его передовых общественных
убеждений, культуры и
образованности, педагогического мастерства зависит
успех подготовки молодого поколения к жизни - его
нравственный облик, мировоззрение, любовь к науке,
способность к творческому труду в социалистическом обществе в условиях научно-технической революции.
Специфика
профессиональной деятельности У. заключается в его постоянном воспитательном
воздействии на детей, подростков и
юношество, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого
понимания их запросов, интересов,
увлечений, духовного мира и
вместе с тем умения
целенаправленно управлять процессом
развития личности. У. при этом имеет дело как с
отдельной личностью, так и с коллективом учащихся, деятельностью которого он руководит, используя её в воспитательных целях (см. Классный руководитель).
Интерес к работе с детьми, любовь и
близость к ним, мудрое
терпение, отзывчивость, требовательная
доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях с учащимися являются необходимыми качествами личности У. Коммунистическая
убеждённость, широта культурного и научного кругозора, высоконравственное
поведение, педагогическое
мастерство служат основой авторитета У.
Система подготовки У.
строится на основе
специфики педагогической деятельности и его общественного положения. В педагогических учебных заведениях (см. Педагогическое образование,
Педагогические училища, Педагогические
институты) и университетах (на историческом, филологическом и некоторых др. факультетах) будущие учителя изучают не
только те науки,
основы которых им предстоит
преподавать, но и смежные. Особое
внимание при подготовке У. уделяется педагогическим дисциплинам и педагогической практике.
Подготовка У. ведётся также в системе вечернего образования и заочного образования.
Овладение научными знаниями,
формирование педагогических способностей и личности У. продолжается и постоянно совершенствуется в процессе его деятельности.
Частью повышения квалификации У. является
обмен передовым педагогическим опытом.
Кроме институтов
усовершенствования учителей, этим занимаются педагогические институты,
районные и городские педагогические
(методические) кабинеты, педагогические общества,
Академия педагогических наук СССР, с этой целью систематически проводятся Педагогические
чтения. Для У. издаются Педагогические журналы,
«Учительская газета» и того же
назначения специальные газеты в союзных республиках, педагогическая и методическая
литература, его
работа стала предметом научных исследований.
К началу 1976/77 учебного года в СССР работало 2700 тыс. учителей (к началу 1914/15 их было 280 тыс.). Эта огромная
армия коммунистического просвещения направляет все
усилия на
дальнейшее совершенствование процесса обучения,
решение задач всеобщего среднего образования в
соответствии с задачами социального и научно-технического прогресса. Учителя
активно участвуют в распространении политических, научных и педагогических знаний среди населения.
Многие из них являются депутатами органов Сов. власти. К началу 1976/77 уч. года среди учителей - 83 Героя Социалистического Труда,
свыше 280 тыс. чел. награждены орденами и медалями; 35 тыс. учителей носят
звание заслуженного учителя школы.
Министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик отмечают лучших учителей знаками отличника, медалями: Н. К. Крупской
(Министерство просвещения СССР), К. Д. Ушинского (РСФСР), А. С.
Макаренко (УССР), Х. Абовяна (Арм. ССР), Я. С.
Гогебашвили (Грузинской ССР). В ходе проводящейся с 1975 аттестации учителей
наиболее опытным из них присваиваются звания старшего учителя и учителя-методиста. В стране
ежегодно в
первое воскресенье октября отмечается День учителя. Учителя входят в
состав профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных
учреждений (см. Профессиональные
союзы СССР).
Советское правительство постоянно заботится об
улучшении материально-бытовых условий жизни учителей. Им предоставляется
ежегодный оплачиваемый государством
отпуск в 48 рабочих дней, систематически повышается
зарплата (последнее повышение в 1972), предусмотрены пенсионные льготы, сельские учителя обеспечиваются
бесплатной квартирой с отоплением и освещением, земельным участком.
Опыт подготовки, деятельности и повышения квалификации У. в СССР получил распространение (с изменениями, диктуемыми местными условиями) в др. социалистических странах, используется он и во многих развивающихся государствах.
Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Всесоюзный
съезд учителей. 2 - 4 июля 1968. Стенографии. отчет, М., 1969; Нар. образование в СССР.. Общеобразоват.
школа. Сб. документов. 1917-1973, [сост. А. А.
Абакумов и др..], М., 1974:
Справочник работника нар. образования. Сб. законодательных, руководящих и инструктивных материалов, М., 1973;
Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957;
Крупская Н. К., Об учителе, 2 изд., М., 1960; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958; Нар. образование в СССР, под ред. М. А. Прокофьева и др., М., 1967; Советский учитель.
Очерки об учителях - Героях Социалистического Труда, М., 1975; Гоноболин Ф. Н.,
Книга об учителе, М., 1965;
Кузьмина Н. В., Очерки психологии труда учителя, Л., 19671 её же,
Формирование пед. способностей, Л., 1961; Раченко И. П,, Научная организация пед. труда, М., 1972; Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР.
Важнейшие этапы истории и совр.
состояние, М., 1975.
П. В.
Зимин.
Учитель - Учитель («Учитель»,)
русский педагогический
журнал. Издавался в
Петербурге в 1861-70, выходил 2 раза в
месяц. Основателями и редакторами журнала были представители
прогрессивной педагогики 60-х гг. И. И.
Паульсон и Н. Х.
Вессель. Журнал пропагандировал идеи демократической системы народного образования, общеобразовательной школы на родном языке, дающей научные -
гуманитарные и
естествоведческие -
знания, внимания к личности ребёнка, улучшения общественного и материального положения учителей, их научной и педагогической подготовки. Помещались
критико-библиографические обзоры педагогической и детской литературы, информация о зарубежной школе, педагогических съездах, педагогическая
хроника и др. Среди авторов журнала были П. П.
Редкий, В. П.
Острогорский, В. И.
Водовозов, Ф. Г.
Толль и др. видные
педагоги.
Учителишка
Учитель
Учительница