Прокофьев
Прокофьев в Энциклопедическом словаре:
Прокофьев - Михаил Алексеевич (р. 1910) - российский химик-органик,член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966),действительный член АПН (1967). Министр просвещения СССР в 1966-84.Основные труды по химии биополимеров и других природных соединений Сергей Сергеевич (1891-1953) - российский композитор, пианист идирижер, народный артист России (1947). В 1918-33 жил за рубежом. Вдерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-14 (''Отчаяние'',''Наваждение'', токката, 1-й концерт с оркестром, ''Сарказмы'') заметнаблизость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русскогоавангарда. Обогащение гармонии средствами т. н. расширенной тональности 20в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосомширокого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы ''Игрок'' (1916),''Любовь к трем апельсинам'' (1919), ''Огненный ангел'' (1927), ''Семен Котко''(1939), ''Обручение в монастыре'' (1940), ''Война и мир'' (1943; 2-я редакция,1952); балеты ''Ромео и Джульетта'' (1936), ''Золушка'' (1944), ''Сказ окаменном цветке'' (1950), оратория ''На страже мира'' (1950), кантата''Александр Невский'' (1939), 7 симфоний (1917-52), симфоническая сказка''Петя и волк'' (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты ициклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам и др. Ленинская премия (1957,посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).
Георгий Алексеевич (1902-39) -
российский воздухоплаватель. С1930
командир воздухоплавательной части в Кунцеве. Принимал
участие встроительстве и подъеме на аэростате ''СССР-1'' в 1933.
Иван Прокофьевич (1758-1828) -
российский скульптор. В раннихпроизведениях (''Актеон,
преследуемый собаками'', 1784)
заметно влияниерококо, в зрелом творчестве -
представитель классицизма (декоративныестатуи и группы для фонтанов Петергофа, 1800-01).
Александр Андреевич (1900-71) -
русский поэт, ГеройСоциалистического Труда (1970).
Поэзия, пронизанная оптимистическиминастроениями, ориентирована на северорусский
говор и фольклор: сборники''Полдень'' (1931),
''Заречье'' (1955),
''Приглашение к путешествию'' (1960;Ленинская
премия, 1961);
поэма ''Россия'' (1944; Государственная премияСССР, 1946).
Определение слова «Прокофьев» по БСЭ:
Прокофьев - Александр Андреевич [19.11(2.12).1900, деревня Кобона, ныне Волховского района Ленинградской области, - 18.9.1971, Ленинград], русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1919. Первые сборники стихов -
«Полдень», «Улица Красных зорь» (оба - 1931), «Победа» (1931) - посвящены Гражданской войне 1918-20, участником которой был П., ломке традиционного деревенского уклада. Герои П. - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни -
«сосновые кряжи»; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. В 30-е гг. П. опубликовал сборники лирических стихов «Временник» (1934), «В защиту влюбленных» (1939) и др. Во время советско-финляндской войны 1939-40 и Великой Отечественной войны 1941-45 П. - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, лозунгов. Значительным творческим достижением П. явилась поэма
«Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946) - о красоте русской природы и патриотизме советского народа. сборники «Заречье» (1955) и «Приглашение к путешествию» (1960, Ленинская премия, 1961) отмечены масштабностью замысла, ясностью и глубиной формы. П. - своеобразный и яркий художник, широко пользующийся народной речью и фольклором; поэзия его эмоциональна, энергична, многоцветна. Опубликовал также несколько сборников стихов для детей. Переводил произведения украинских и белорусских поэтов. В 1945-48 и 1955-65 ответственный секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР. Награжден 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. Вас. Федорова], т. 1-4, М. - Л., 1965-66; Прощание с приморьем, Л., 1969; Бессмертие, Л., 1970; Звенья, Л., 1972.
Лит.: Молдавский Дм., Поэзия Александра Прокофьева, Л., 1959; Бахтин В., Александр Прокофьев, 2 изд., М. - Л., 1963; Дементьев В., Голубое иго. Поэзия Александра Прокофьева, М., 1964; Шошин В., Поэт Александр Прокофьев, Л., 1965.
В. С. Бахтин.
А. А. Прокофьев.
Прокофьев - Иван Прокофьевич [24.1(4.2).1758,
Петербург, - 10(22).2.1828, там же], русский
скульптор. Учился в петербургской АХ (1764-79) у Н. Ф.
Жилле и Ф. Г.
Гордеева. Пенсионер петербургской АХ в Париже (1779-84), где работал под руководством П. Жюльена. Преподавал в петербургской АХ (1784-1828, с 1785 -
академик). В первых значительных произведениях П.
(«Актеон,
преследуемый собаками»,
бронза, 1784, Третьяковская
галерея), отмеченных динамикой
композиции и изяществом силуэта, ещё
заметно влияние Рококо. Идиллические по духу рельефы в здании петербургской АХ (гипс, 1785-86) и во дворце в
Павловске (гипс, 1785-87) с их мерным и плавным ритмом знаменуют
переход к
Классицизму. Зрелое
творчество П.
многообразно. Он создаёт декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа
(«Тритоны», бронза, 1800),
созвучные своей бурной патетикой барочной
архитектуре ансамбля,
монументальный, полный драматизма
рельеф «Поклонение медному змию» на аттике Казанского собора в
Ленинграде (камень, 1805-06), выполняет меткие по
характеристике портреты
(например, А. Ф. и А. Е. Лабзиных; оба -
терракота, 1802,
Русский музей, Ленинград),
многочисленные фигуры и группы из гипса и терракоты, работает как рисовальщик.
Лит.: Ромм А., И. П. Прокофьев, М. - Л., 1948.
И. П. Прокофьев. «Актеон, преследуемый собаками».Бронза.1784.Третьяковская галерея.
Москва.
Прокофьев -
Михаил Алексеевич [р. 5(18).11.1910, село Воскресенское, ныне Темкинского района Смоленской области], советский государственный и партийный
деятель, член-корреспондент АН СССР (1966,
химия биополимеров и др. природных
соединений), действительный член АПН СССР (1967). Член КПСС с 1941. Родился в семье крестьянина. В 1935 окончил МГУ. В 1935-37 и 1941-46 в Советской Армии. В 1937-41 в
аспирантуре, в 1946-51 на научной и партийной работе в МГУ. В 1951-59 в
министерстве высшего
образования СССР и министерстве культуры СССР. В 1959-66
первый заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР, с мая 1966
министр просвещения РСФСР, с декабря 1966 министр просвещения СССР. На 24-м съезде КПСС (1971) избран в
члены ЦК КПСС.
Депутат Верховного Совета СССР 7-9-го созывов. Награжден орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
Прокофьев - Сергей
Сергеевич [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село
Красное Красноармейского района Донецкой области, - 5.3. 1953, Москва], советский
композитор, пианист и
дирижёр, народный
артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома.
Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери,
летом 1902 и 1903 - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту
поступления в Петербургскую
консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 -
дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и
фортепиано (у А. Н. Есиповой). В
консерваторские годы зародилась творческая
дружба П. с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.
Становление П. как композитора протекало в
противоречивой, сложней
обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям,
отчасти испытывая на себе их влияние, П.
вместе с тем стремился к
независимости и
самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное
десятилетие, охватывают
почти все жанры.
Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы
(«Сарказмы», «Мимолётности»),
токката и др. пьесы.
Кроме того, в эти годы П. созданы 2 оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Ф. М. Достоевскому, 1915-16, 2-я редакция 1927),
балет «Сказка про шута, семерых
шутов перешутившего»
(1915-20), «Классическая»
(первая) симфония (1916-17), 1-й
концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные
сочинения. Уже в
ранний период выявляются характернейшие
черты творческого облика П. -
активное отношение к жизни,
оптимизм, энергия и воля. Обширен
диапазон тем и образов:
тонкий лиризм романсов на
слова А. А. Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия
«Игрока»;
живописность и
поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-15);
острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья
сказочность балета «Сказка про шута...».
С 1908 П. начинает регулярную и обширную концертную
деятельность как пианист и дирижёр -
исполнитель собственных произведений.
Весной 1918 П. направляется
через Японию в США.
Пребывание за рубежом
вместо предполагаемых нескольких
месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе
(главным образом Франции) в
связи с постановкой своих сценических сочинений и
сильно расширившейся
концертной деятельностью. В 1922 он живёт в
Германии, а с 1923 - в Париже. Зарубежный период творчества П. отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую
«Любовь к трём апельсинам» по К.
Гоцци (1919),
замысел которой
возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивную драму «Огненный ангел» по В. Я. Брюсову (1919-27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 «Сказку про шута...»,
стимулировало
создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». В области
инструментальной музыки
наиболее значительными работами этого периода были: 5-я
соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-21, 1931, 1932). В последние годы
пребывания за рубежом творческая
активность П. стала
снижаться - давал себя
знать длительный отрыв от Родины.
«В ушах моих должна
звучать русская речь, я
должен говорить с людьми моей плоти и крови,
чтобы они вернули мне то, чего мне
здесь недостаёт: свои
песни, мои песни» («Сергей Прокофьев». Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 композитор приезжает на
гастроли в СССР и в 1932 принимает
решение окончательно
возвратиться на Родину.
Он становится в ряды активных строителей советской
музыкальной культуры. В
течение нескольких лет (с 1933) ведёт
занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве П. наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического
звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет
«Ромео и Джульетта» (1935-36), в котором композитор создал образы
подлинно шекспировской
глубины и реалистической силы.
Опера «Семен Котко» по
повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева (1930)
смело и во многом
успешно разрешала трудную задачу
освоения современной темы в оперном театре.
Значительное место в
предвоенные годы занимала
работа П. для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссёрами - В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном.
Одним из этапных произведений П. стала
музыка к кинофильму
«Александр Невский» Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты.
Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества П., ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях - кантате «Здравица»
(1939) на народные тексты, в музыке к фильму «Иван Грозный» (1942-45; в редакции М. И.
Чулаки создан балет, пост. 1975,
Большой театр) и др. В 30-е гг. П. пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка»
(1935), симфоническую сказку «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в
остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни.
Конец 30 -
начало 40-х гг. отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти
одновременно над целым
рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой
«Обручение в монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка» (Государственная премия СССР, 1946).
Завершение большинства из них было
отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-45. Важнейшей работой военных лет стала опера
«Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-52)- Одно из центральных произведений в творчестве П. и крупнейшее
достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-42; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-47). С этой же темой связана и последняя
опера П.
«Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-48).
В
послевоенные годы творчество П. приобрело черты особой ясности, классической
стройности, мудрой простоты. Всё
большее место начинают
занимать в нём светлые
лирические или
фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для
виолончели и фортепиано, 1949).
По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита
«Зимний костёр» (1949) и оратория «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950) - за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет «Сказ о каменном цветке» по П. П. Бажову (1948-50); 7-я симфония (1951-52), за которую П. первым из советских композиторов был удостоен
Ленинской премии (1957).
Государственная премия СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма «Иван Грозный» и в 1947 за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.
П. вошёл в историю советской и
мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший
глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств.
Творчеству П. в высшей степени присущи
действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой
индивидуальностью отмечена
лирика П. - вдохновенная,
глубокая и вместе с тем
внутренне сдержанная, кристально чистая. В
процессе развития творчества П. всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору
острая наблюдательность сделала его
одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю
характерность с психологической
правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве П. Стремясь к сценическому
реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, П.
значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного
либретто, заменив его
повсюду свободным прозаическим текстом. П.
существенно обогатил сферу вокальной
выразительности в опере за счёт широкого
использования декламационности, основанной на гибком
претворении речевых интонаций. Для опер П. характерны жанровая
многозначность и
многоплановость драматургии. Так,
«Война и мир» сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом
наследии П. занимают
фортепианные сочинения, в которых
своеобразно преломились
особенности пианизма П.: конструктивная ясность формы и фактуры,
отчётливость звучания,
инструментальная трактовка фортепианного тембра,
упругость и энергия ритма.
Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в
целом отразили характерную для П. эпическую
направленность. Большинству из них присущи
объективность, повествовательность тона, драматургия,
основанные не на
столкновении, а на
сопоставлении контрастных образов.
Творчество П. составило эпоху в мировой музыкальной
культуре 20 в.
Самобытность музыкального
мышления, свежесть и
своеобразие мелодики, гармонии, ритмики,
инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное
воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955-67 изданы 20 томов
собраний музыкальных сочинений композитора.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.:
Автобиография, М., 1973.
Лит.:
Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев, Л., 1927; С. С. Прокофьев. Материалы, документы,
воспоминания, 2 изд., М., 1961;
Черты стиля С. Прокофьева. Сб., М., 1962; Сабинина М., «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963;
Рогожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М. - Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, 2 изд., М., 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967;
Слонимский, Симфонии Прокофьева, М., 1964; Тараканов М.,
Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; его же.
Список литературы по теме
«Прокофьев», в сборнике: Музыкальный
современник, в. 1, М., 1973; Арановский М.,
Мелодика С. Прокофьева, Л., 1969;
Степанов О.,
Театр масок в опере С, Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», М., 1972; Блок В., Виолончельное творчество Прокофьева, М., 1973; Сорокер Я., Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева, М., 1973; Дельсон В., Фортепианное творчество и
пианизм Прокофьева, М., 1973; Нестьев И.,
Жизнь Сергея Прокофьева, 2 изд., М., 1973.
О. Б. Степанов.
С. С. Прокофьев.
Прокосчик
Прокофьев
Прокофьева-Бельговская