Оратория

Значение слова Оратория по Ефремовой:
Оратория - Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.


Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Значение слова Оратория по Ожегову:
Оратория - Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркетра

Оратория в Энциклопедическом словаре:
Оратория - (итл. oratorio - от лат. oro - говорю, молю), музыкальноепроизведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперыпредназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но болеемонументальна, обладает эпико-драматическим характером и яснойсюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднеепоявились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф.Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в.Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю.А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Значение слова Оратория по словарю Ушакова:
ОРАТОРИЯ
оратории, ж. (латин. oratorium от oro - говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Значение слова Оратория по словарю Даля:
Оратория
ж. лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Значение слова Оратория по словарю Брокгауза и Ефрона:
Оратория (oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. — не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890). Н. С.

Определение слова «Оратория» по БСЭ:
Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.
Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке - Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы - Речитативы и Арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы - А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. - т. н.
«Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ
(«Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха - т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в.
(«Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман
(«Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. - А. Онеггер («Жанна дАрк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).
1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. -
«Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.
Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell oratoria, Mil., 1964.

Ораториальный    Оратория    Ораторный