Берлиоз

Берлиоз в Энциклопедическом словаре:
Берлиоз - (Berlioz) Гектор (1803-69) - французский композитор, дирижер. ЧленИнститута Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии.Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился ктеатрализации симфонического жанра, к монументальностивокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов.''Фантастическая симфония'' (1830), ''Траурно-триумфальная симфония'' (1840),опера-дилогия ''Троянцы'' (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Р. Вагнеромсоздатель новой школы дирижирования. Трактат ''Дирижер оркестра'' (1856).''Мемуары'' (т. 1-2, 1860).

Определение слова «Берлиоз» по БСЭ:
Берлиоз (Berlioz)
Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, - 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б. - студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Б.
(«Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825. В 1826-30 Б. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68).
Б. - яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Б. во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.
Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата
«Греческая революция» - отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу».
В ряде крупных сочинений Б. нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б. все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия
«Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-59).
Стиль Б. определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок - «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Б. - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема
«несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б. пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра
«Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира - увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»);
И. В. Гёте - драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе
«Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-07).
Б. был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.
Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.
Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la sociйtй de son temps, P., 1904; Boschot А., Lhistoire dun romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.
Г. Берлиоз.

Берлинский Университет    Берлиоз    Берлихинген