Автоматизированного обучения класс

Определение «Автоматизированного обучения класс» по БСЭ:
Автоматизированного обучения класс (АОК)
учебное помещение, оборудованное комплексом технических средств, механизирующих и автоматизирующих процесс обучения с целью повышения эффективности труда преподавателя и учащихся и сокращения времени обучения. В АОК одновременно занимаются от 10 до 40 человек. Оборудование АОК в основном служит для контроля знаний учащихся, а также для механизации и автоматизации различного рода разъяснений и накопления сведений о ходе занятий (см. Программированное обучение).
Примером оборудования АОК, предназначенного для автоматизации контроля знаний учащихся и процесса разъяснения ошибок, допущенных ими при ответе, может служить комплект из 12(24) информационных контролирующих устройств «Экзаменатор МЭИ»
(К-54), объединённых центральным пультом преподавателя (рис. 1). Преподаватель, ведущий занятие с центрального пульта, устанавливает программу проверки знаний и получает на пульте результаты контрольной работы.
Автоматизированный класс контролируемого обучения с разветвленным дозированием (АККОРД) оборудован средствами индивидуального обучения и контроля, а также запоминающим устройством результатов индивидуального контроля. Основной учебный материал, подлежащий усвоению, каждый учащийся изучает по обучающей программе или программированному учебнику. Проработка каждой дозы учебного материала контролируется выборочным методом. В зависимости от результатов ответов на контрольную серию вопросов учащийся инструктируется о дальнейшем порядке работы. Переход к следующей дозе осуществляется после правильного ответа на всю серию контрольных вопросов. При нескольких неверных ответах (60-80% правильных ответов) указывается та часть материала, которую необходимо повторить, при большем числе ошибок (менее 40% правильных ответов) даётся задание повторить весь материал дозы. Для самостоятельного устранения повторно допущенной ошибки предусматривается либо выдача дополнительных и разъяснительных материалов (печатных или записанных в «информаторе-консультанте»),
либо получение помощи от преподавателя. Основное оборудование АККОРД состоит из центрального пульта преподавателя и индивидуальных пультов учащихся (до 30 мест). На пульте учащегося (рис. 2) расположено 5 пар ключей для ввода ответов на контрольную серию вопросов и устройство индикации, отражающее правильные ответы и инструктирующее о дальнейшем порядке обучения. На центральном пульте индицируются правильные и неправильные ответы всех учащихся, световым сигналом производится
«вызов на преподавателя», отсюда же осуществляется управление работой отдельных мест АОК. Вспомогательное оборудование состоит из управляемого магнитофона и диапроектора, к которым любой учащийся обращается при помощи специального пульта.
Комплекс оборудования АОК, базирующийся на ЦВМ (например, «Днепр»), может обслуживать одновременно и независимо до 10 классов по 25 рабочих мест. Каждое рабочее место учащегося оборудовано пультом ввода информации и устройством вывода. С пульта ввода учащийся запрашивает задание на обучение, вводит в ЦВМ ответы на контрольные вопросы. На цифровых индикаторах устройства вывода фиксируется адрес (номер) карточки с информационным материалом, который следует просмотреть учащемуся. В состав отдельных устройств вывода входят управляемые диапроекторы, которые по сигналам ЦВМ могут демонстрировать учащемуся тот или иной диапозитив или кадр киноплёнки. Преподаватель с помощью специального выводного устройства в виде табло получает информацию о количестве материала, пройденного каждым учащимся.
Лит.: Чиликин М. Г., Использование технических средств в учебном процессе, «Известия высших учебных заведений. Радиотехника», 1963, № 4; Сборник докладов Московского энергетического института по вопросу об эффективных методах обучения, ч. 1-2, М., 1966; Ростунов Т. И., Программированное обучение и обучающие машины, К., 1967.
Ю. Н. Кушелев, И. М. Глыздов, В. Н. Ермаков.
Рис. 1. Автоматизированного обучения класс, оборудованный информационно- контролирующими устройствами «Экзаменатор МЭИ».

Рис. 2. Индивидуальный пульт учащегося.

Автоматизация управленческих работ    Автоматизированного обучения класс    Автоматика и телемеханика