Автобус

Значение слова Автобус по Ефремовой:
Автобус - 1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
2. разг. Вид пассажирского транспорта.

Значение слова Автобус по Ожегову:
Автобус - Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров

Автобус в Энциклопедическом словаре:
Автобус - от авто(мобиль) и (омни)бус - многоместный (9-170 пассажиров)автомобиль с кузовом главным образом вагонного типа. У городских автобусовмаксимальная скорость не менее 70 км/ч, у междугородных не менее 100 км/ч.Длина микроавтобусов менее 5 м, а сочлененных автобусов и автобусныхпоездов до 24 м.

Значение слова Автобус по словарю Ушакова:
АВТОБУС, автобуса, м. (иностр. из auto - сокращение automobile и bus - сокращение omnibus). Многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.

Определение слова «Автобус» по БСЭ:
Автобус - [от Автомобиль и Омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.
По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными
«накопительными» площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и
«накопительными» площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м.
Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.

Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР











АвтобусГабарит-
ная дли-
на (м)
Число местМакс.
скорость
(км/ч)
Макс.
мощность
двигателя
Контроль-
ный рас-
ход топ-
лива
(л/100 км)
для
сидения
общее но-
миналь-
ное (в ча-
сы «пик»)
квтл. с.
РАФ-977Д4,910-110557512,0
КАВЗ-6516,2202470527022,0
ПАЗ-6527,2234280669021,0
ПАЗ-6727,32345808511520,5
ЛиАЗ-158В9,03260658010937,0
ЛиАЗ-67710,52580 (110)7013218045,0
ЛАЗ-695Е9,232557511015036,0
ЛАЗ-6989,72667(92)7613218035,0
"Икарус"-180*
(Венгрия)
16,535119(172)6714720024,4

* Сочленённый автобус.
Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.
Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.
В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется Тормоз-замедлитель.
Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.
Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Начало 20 в.

Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 - 29.

Автобус ЗИС-16. 1935 - 41.

Туристский и экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность».

Автобус особо малой вместимости РАФ-977 ДМ.

Автобус местного сообщения КАВЗ-685.

Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665.

Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698.

Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677.

Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия.

Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ.

Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ.

Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».

Автоблокировочный    Автобус    Автобусик