Автобус
Значение слова Автобус по Ефремовой:
Автобус - 1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
2. разг. Вид пассажирского транспорта.
Значение слова Автобус по Ожегову:
Автобус - Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров
Автобус в Энциклопедическом словаре:
Автобус - от авто(мобиль) и (омни)бус - многоместный (9-170 пассажиров)автомобиль с кузовом главным образом вагонного типа. У городских автобусовмаксимальная скорость не менее 70 км/ч, у междугородных не менее 100 км/ч.Длина микроавтобусов менее 5 м, а сочлененных автобусов и автобусныхпоездов до 24 м.
Значение слова Автобус по словарю Ушакова:
АВТОБУС, автобуса, м. (иностр. из auto - сокращение automobile и bus - сокращение omnibus). Многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.
Определение слова «Автобус» по БСЭ:
Автобус - [от Автомобиль и Омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.
По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными
«накопительными» площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и
«накопительными» площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м.
Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.
Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР
Автобус | Габарит- ная дли- на (м) | Число мест | Макс. скорость (км/ч) | Макс. мощность двигателя | Контроль- ный рас- ход топ- лива (л/100 км) |
для сидения | общее но- миналь- ное (в ча- сы «пик») | квт | л. с. |
РАФ-977Д | 4,9 | 10 | - | 110 | 55 | 75 | 12,0 |
КАВЗ-651 | 6,2 | 20 | 24 | 70 | 52 | 70 | 22,0 |
ПАЗ-652 | 7,2 | 23 | 42 | 80 | 66 | 90 | 21,0 |
ПАЗ-672 | 7,3 | 23 | 45 | 80 | 85 | 115 | 20,5 |
ЛиАЗ-158В | 9,0 | 32 | 60 | 65 | 80 | 109 | 37,0 |
ЛиАЗ-677 | 10,5 | 25 | 80 (110) | 70 | 132 | 180 | 45,0 |
ЛАЗ-695Е | 9,2 | 32 | 55 | 75 | 110 | 150 | 36,0 |
ЛАЗ-698 | 9,7 | 26 | 67(92) | 76 | 132 | 180 | 35,0 |
"Икарус"-180* (Венгрия) | 16,5 | 35 | 119(172) | 67 | 147 | 200 | 24,4 |
* Сочленённый автобус.
Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены).
Кузов вагонного типа
обычно является несущей конструкцией; к его
основанию непосредственно крепятся
двигатель, коробка передач,
передние и задние оси.
Двигатель
может быть расположен в
передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А.
Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо
малых А.
повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.
В городских и пригородных А. всё более применяются
автоматические трансмиссии. При
расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется
дистанционное управление сцеплением и
коробкой перемены передач. В
подвеске А. начали
использовать резино-тканевые баллоны,
заполненные сжатым воздухом.
Помимо повышения плавности хода, это позволяет
сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от
нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет
усилитель, в
несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как
правило, раздельный. На особо малых А. -
гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А.,
особенно междугородных, применяется Тормоз-замедлитель.
Лит.:
Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные
требования к автобусам, М., 1967;
Краткий автомобильный
справочник, М., 1968.
Автобус фирмы «Бритиш Лейленд
мотор корпорейшен».
Начало 20 в.
Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 - 29.
Автобус ЗИС-16. 1935 - 41.
Туристский и
экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность».
Автобус особо малой
вместимости РАФ-977 ДМ.
Автобус местного сообщения КАВЗ-685.
Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665.
Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698.
Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677.
Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия.
Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ.
Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ.
Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».
Автоблокировочный
Автобус
Автобусик