Привод
Значение слова Привод по Ефремовой:
Привод - 1. Действие по знач. глаг.: приводить.
2. Принудительное доставление кого-л. (обвиняемого, свидетеля, эксперта и т.п.) в случае отказа явиться добровольно. // Арест, задержание с доставлением в помещение органов дознания или место предварительного заключения.
1.
Устройство или
система устройств для приведения в
движение машины или механизма.
2.
Часть такого устройства в виде бесконечного ремня, соединяющего
механизм с источником энергии.
Привод в Энциклопедическом словаре:
Привод - по российскому законодательству принудительное препровождениеорганами милиции обвиняемого, подсудимого, подозреваемого, свидетеля инекоторых других лиц в суд, к следователю в случае их неявки безуважительной причины по вызову.
устройство для приведения в
действие машин. Состоит из двигателя,силовой передачи и системы управления. Различают приводы
групповой (длянескольких машин) и
индивидуальный.
Значение слова Привод по словарю Ушакова:
ПРИВОД, привода, м. 1. Действие по глаг. привести в 1 знач. - приводить. Привод людей. || Принудительное доставление кого-н. (обвиняемого, свидетеля, эксперта и т. п.) в суд в случае отказа явиться добровольно (право). Привод под конвоем. Подвергнуть приводу кого-н. Постановление о приводе. || Арест, задержание с доставлением в помещение органов дознания или место предварительного заключения (право). хулиган с двумя судимостями и пятью приводами. 2. Механизм для передачи вращательного движения из одного места в другое (тех.). Механический привод называется трансмиссией. Зубчатый привод. Ременный привод. Конный привод (действующий конной тягой).
Определение слова «Привод» по БСЭ:
Привод - в советском уголовно-процессуальном праве принудительное доставление органами милиции в суд, к следователю или лицу, производящему дознание, обвиняемого, подсудимого или подозреваемого в случае их неявки по вызову без уважительной причины. П. обвиняемого допускается без предварительного вызова, если он скрывается от следствия, не имеет постоянного места жительства и т.п. П. осуществляется только на основании определения суда, постановления следователя или лица, производящего дознание. Допускается также П. свидетелей, потерпевших и экспертов.
В гражданско-процессуальном праве П. ответчика возможен только в случаях, указанных в законе (например, при истребовании содержания неимущему и нетрудоспособному супругу, по делам о взыскании алиментов на содержание детей), а также П. свидетеля, если он не явился по вторичному вызову.
Привод -
энергосиловое устройство, приводящее в
движение машину или
механизм. П. состоит
обычно из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры
управления. Источником энергии служит
Двигатель (тепловой, электрический, пневматический,
гидравлический и др.) или устройство, отдающее
заранее накопленную механическую энергию
(пружинный, инерционный, гиревой механизм и др.). В некоторых случаях П. осуществляется за счёт мускульной силы (например, в ручных лебёдках, в некоторых счётных, бытовых и др. механизмах и машинах - арифмометрах, швейных машинах, велосипедах).
По
характеру распределения энергии различают
групповой, индивидуальный и многодвигательный П. В групповом П. движение от одного двигателя передаётся группе рабочих машин или механизмов
через одну или
несколько трансмиссий.
Вследствие технического несовершенства групповой П.
почти полностью вытеснен индивидуальным П., в котором
каждая рабочая машина имеет собственный
двигатель с передачей.
Такой П. позволяет
работать при
наиболее выгодной частоте
вращения, производить быстрый пуск
машины и
торможение, осуществлять Реверсирование. В многодвигательном П. отдельные рабочие
органы машины приводятся в движение самостоятельным двигателем через свою систему передач. Такой П. позволяет
получать компактную конструкцию машины,
применять автоматическое управление; он используется в сложных металлорежущих станках, прокатных станах, подъёмно-транспортных машинах и др.
По
назначению П. машин разделяют на стационарный, т. е.
установленный неподвижно на раме или фундаменте;
передвижной, используемый на движущихся рабочих машинах; транспортный, применяемый для различных транспортных средств. В качестве стационарного П. наиболее распространён
Электропривод, в котором источником механической энергии является электродвигатель; на передвижных рабочих и транспортных машинах используются
главным образом тепловые двигатели с
непосредственной механической или электрической передачей. В производстве применяются также
Гидропривод машин и пневматический П., в котором
энергия вырабатываемого компрессором сжатого воздуха преобразуется в механическую энергию пневмодвигателями.
Развитие различных систем П. связано с созданием и совершенствованием двигателей. Уже
первые паровые машины (Дж. Уатта, И. И. Ползунова и др.) потребовали
применения передач и механизмов управления, которые в
комплексе с паровым двигателем позволили
получить экономичный, постоянно действующий
источник механической энергии, не зависящий от природных условий. В
процессе дальнейшего
развития П. были созданы паровые и гидравлические
турбины и двигатели внутреннего
сгорания. С конца 19 -
начала 20 вв. эти двигатели, объединённые с системами механических передач, стали основным типом П. транспортных и рабочих машин - автомобилей, самолётов, тракторов, экскаваторов и др. В начале 20 в. в П. машин производственного назначения
широкое применение получили двигатели электрические
(сначала постоянного тока, а
затем трёхфазные асинхронные двигатели, имеющие
высокий кпд,
надёжные в эксплуатации, экономичные).
Переход к
обслуживанию машин
(особенно станков, кузнечно-прессового и др.
оборудования) индивидуальным и многодвигательным П. дал
возможность располагать рабочие машины в
необходимой последовательности и
подготовить условия для развития в
промышленности массового производства.
Объединение электропривода с машиной-орудием позволило
создать станки-автоматы, а затем
автоматические системы машин (см. Автоматическая
линия) и
перейти к управлению производством с помощью средств вычислительной техники. Электропривод получил также широкое применение в коммунальном и бытовом обслуживании (швейные,
стиральные, кухонные машины, электробритвы и т.д.). В П. транспортных машин
ведущая роль сохраняется за двигателями внутреннего сгорания (в автомобилях, тепловозах, теплоходах), газовыми турбинами (в самолётах, газотурбовозах), ядерными силовыми установками (на подводных лодках, ледоколах, военных кораблях). В начале 70-х гг. 20 в.
около 80%
суммарной мощности всех существующих двигателей приходилось на долю транспортных. Для
обеспечения сложных по режиму условий
работы используются
комбинированные П., например паровые турбины устанавливаются совместно с тепловыми двигателями или газовыми турбинами,
гидропривод комбинируется с электроприводом и т.д. (гидроэлектропривод, газотурбогидропривод и др.).
Мощность П. определяется возможностями примененного в нём двигателя.
Диапазон мощностей П. современных машин
очень широк: от десятков Мвт (П. гребных винтов, мощных насосов, вентиляторов аэрогидродинамических труб) до долей вт
(микропривод электрических часов).
Использование передаточных механизмов в П. машин обусловлено
рядом конструктивно-эксплуатационных факторов: по условиям
компоновки, габаритов, техники
безопасности двигатель не
всегда можно непосредственно
соединить с исполнительным механизмом;
требуемые скорости машины обычно не совпадают с оптимальной
частотой вращения двигателя; в
большинстве технологических и транспортных машин необходимо
обеспечить регулирование скоростей и возможность работы с большими моментами при
малых скоростях (регулирование же скорости двигателя не всегда
возможно и экономично); двигатели предназначены главным образом для равномерного вращательного движения, а рабочие органы машин осуществляют
часто поступательное, винтовое и др. виды движений, а также движение с заданным законом
изменения скоростей и т.д.
В П. машин передачи выполняют с постоянным или регулируемым передаточным отношением.
Наиболее часто в П. используются: механизмы, сохраняющие
постоянное передаточное
отношение, - Редукторы и Мультипликаторы
(соответственно понижающие и повышающие частоту вращения);
коробки передач (скоростей), позволяющие
ступенчато изменять частоту вращения; Вариаторы, обеспечивающие бесступенчатое регулирование
числа оборотов и оптимальный
скоростной режим;
различные открытые передачи
(ремённые, цепные, зубчатые и др.). П. механизмов дистанционного управления и
контроля (в автомобилях, тракторах, мотоциклах) осуществляется с помощью гибких валов.
Кроме механических передач, в П. машин используются электрические, гидравлические и др. передачи. Применяется также т. н. встроенный привод,
целиком смонтированный в рабочем органе машины (электробарабаны ленточных конвейеров и грузоподъёмных машин,
приводные ролики роликовых конвейеров, мотор-колёса мощных автомобилей).
Аппаратура управления П. служит для пуска,
остановки, изменения
направления вращения, регулирования скорости, торможения, защиты двигателей и механизмов машин от перегрузок и
повреждений, блокировки отдельных механизмов и т.д.
Системы управления П. могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. При
ручной системе все
операции управления осуществляются аппаратами, непосредственно воздействующими на силовую цепь двигателя
(рубильники, контроллеры, реостаты и др.) или на систему его питания,
зажигания и т.д. При полуавтоматическом управлении непосредственное
воздействие оказывается на специальные командоаппараты (кнопки, педали, командо-контроллеры, путевые и
конечные выключатели и др.). Контакты командоаппаратов включены в
маломощные вспомогательные цепи реле и контакторов, которые, в свою
очередь, переключают силовые цепи двигателей без непосредственного участия человека. При автоматическом управлении начальный
импульс для
включения П. посылается механическим или электрическим реле или иными аппаратами (датчиками). В дальнейшем автоматическая
работа системы поддерживается и контролируется электрическими, механическими, гидравлическими или др. аппаратами (регуляторами, распределителями,
фото- и термоэлементами, логическими, программными, телевизионными устройствами и т.д.).
Автоматизация управления П. позволяет осуществлять регулирование скорости при
заданной программе в
функции пути, времени или
нагрузки, регулирование
ускорения и
замедления, перераспределение нагрузки
между П., точную остановку или
реверс всех или отдельных П., защиту от
перегрузки, разноса, неправильного начального
положения и т.п.
Применение автоматизации (даже
частичной) увеличивает
надёжность и
точность работы П., повышает
производительность машин в
целом, позволяет
управлять П. на
расстоянии. В ряде случаев автоматизация П. диктуется условиями безопасности труда
(нежелательностью пребывания людей в
токсичной или
пыльной среде, при работе с радиоактивными материалами и т.п.). Автоматизация управления П. даёт возможность перейти от индивидуального управления рабочими машинами к автоматическому управлению производственными агрегатами участками, цехами (см. Автоматизация производства).
А. А.
Пархоменко.
Привноситься
Привод
Приводить