Бучма

Бучма в Энциклопедическом словаре:
Бучма - Амвросий Максимилианович (1891-1957) - украинский актер, народныйартист СССР (1944). На сцене с 1905, с 1936 в Украинском театре им. Франко(Киев). Снимался в фильмах: ''Ночной извозчик'', ''Непокоренные'' и др.Государственные премии СССР (1941, 1949).

Определение слова «Бучма» по БСЭ:
Бучма - Амвросий Максимилианович (14.3.1891, Львов, - 6.1.1957, Киев), украинский советский актёр, режиссёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1944). Член КПСС с 1942. Родился в семье железнодорожника. С 1905 выступал как хорист и актёр на
«выходные» роли на сцене театра «Руська бесида» (Львов). Музыкальный от природы, наделённый великолепным чувством ритма, играющий на нескольких музыкальных инструментах, гимнаст и танцор, одарённый рисовальщик и гримёр, находчивый импровизатор, Б. вскоре стал одним из популярных актёров западно-украинского театра. Изучение игры старших товарищей по сцене (особенно Е. А. Рубчаковой, В. М. Юрчака), наблюдения над окружающей действительностью, интерес к жизни народа сыграли важную роль в формировании его творческой индивидуальности. После Великой Октябрьской революции Б. - один из первых строителей украинского советского театра. В 1920 он участвовал в создании Театра им. И. Франко (Винница; с 1926 в Киеве). В 1922-26, 1930-36 актёр театра
«Березиль» (Киев; с 1933 - Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко). Среди лучших ролей этого периода: Хиггинс («Джимми Хиггинс» по одноименному произведению Синклера), Жан («Жакерия» по Мериме), Гайдай и Платон Кречет
(«Гибель эскадры» и «Платон Кречет» Корнейчука), Иван Каляев («Пролог» Поповского). В 1936 возвратился в Театр им. И. Франко. На сцене этого театра Б. создал выдающиеся сценические образы, исполненные большой драматической силы: Терентий Пузырь
(«Хозяин» Карпенко-Карого), Микола Задорожный («Украденное счастье» Франко), Иван Коломийцев («Последние» Горького), Гайдай, Платон Кречет и Макар Дубрава («Гибель эскадры», «Платон Кречет» и «Макар Дубрава» Корнейчука).
Играл роль В. И. Ленина в спектакле «Правда» Корнейчука. Для Б. главным в образе Ленина была любовь его к народу, близость к простым людям, вера в творческие силы масс. Изучая материалы, книги, статьи, воспоминания, посвященные Ленину, Б. искал то, что помогало ему создать образ народного вождя, раскрыть процесс рождения и развития ленинской мысли. Творчество Б. отмечено огромной внутренней правдой, искренностью, остротой социальных обобщений, психологической глубиной. Огромный жизненный опыт, богатство наблюдений и впечатлений (с раннего детства Б. работал батраком, грузчиком, каменщиком и др.) определили главную тему творчества актёра - труд и жизнь народа, особую человеческую страстность его искусства. Мастер перевоплощения, отточенной формы, Б. с успехом исполнял и характерные роли. Поставил ряд спектаклей.
С 1924 Б. снимался в кино. Создал трагедийные образы Гордея Ярощука («Ночной извозчик»), Тараса («Непокорённые») и др. Вёл педагогическую работу в Киевском институте театр, искусства им. Карпенко-Карого (профессор с 1940). Государственная премия СССР (1941, 1949). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Страницы моей жизни, «Искусство кино», 1957, № 7.
Лит.: Борщаговский А., Амвросий Максимилианович Бучма, М.-Л., 1947; Пicкyн I., Амвросiй Максимилианович Бучма, К., 1956; Львов- Анохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959.
А. М. Бучма в роли Макара Дубравы («Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука).

А. М. Бучма в роли Ивана Коломийцева («Последние» М. Горького).

А. М. Бучма.

Бучиться    Бучма    Буш