Диорама

Значение слова Диорама по Ефремовой:
Диорама - 1. Картина, написанная на просвечивающем материале (матовом стекле, ткани и т.п.) и специально освещенная для создания иллюзии объемности.
2. Картина с объемным передним планом.

Значение слова Диорама по Ожегову:
Диорама - Картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале


Диорама Лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объемными предметами

Диорама в Энциклопедическом словаре:
Диорама - (от греч. dia - через - сквозь и horama - вид, зрелище),лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с переднимпредметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамырассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальныхпавильонах. Диорамы (главным образом батальные сцены) создаются с 19 в.(Л. Ж. Дагер в Париже, 1822). Среди мастеров диорамы - художники Студиивоенных художников им. Грекова (П. Т. Мальцев и др. - ''Штурм Сапун-горы'',1959, М. И. Самсонов и др. - ''Штурм Перекопа'', 1961).

Значение слова Диорама по словарю Даля:
Диорама
ж. картина, освещаемая переменным светом, представляя день, утро, ночь.

Значение слова Диорама по словарю Брокгауза и Ефрона:
Диорама — картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, например для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописьючастности, дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией . Ф. П.

Определение слова «Диорама» по БСЭ:
Диорама - диарама (от греч. diб - через, сквозь и hуrama - вид, зрелище), 1) вид живописи, где изображение исполняется на просвечивающем, специально освещённом материале. 2) В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней
«предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Д. рассчитана на искусственное освещение; крупные Д. расположены в специально построенных зданиях. Изображение натуры (главным образом батальных сцен) в Д., как и в Панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая Д. создана Л. Ж. Дагером в 1822 в Париже. Д. получили распространение в 19 в. Из советских Д. наиболее значительна
«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»; др. диорамы: «Штурм Перекопа» (1961, художники М. И. Самсонов, М. А. Ананьев, В. П. Фельдман, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году»
(1970, художник М. И. Самсонов, Военно-исторический музей им. А. В. Суворова, Очаков), «Восстание в городе Пермь в 1905 году» (1970, художники Е. И. Данилевский, М. А. Ананьев, Пермь).
Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам и диорам, К., 1965.
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». 1959. Художник П. Т. Мальцев (при участии Г. И. Марченко и Н. С. Присекина). Сапун-гора близ Севастополя.

Диор    Диорама    Диорамный