Давичо

Давичо в Энциклопедическом словаре:
Давичо - Оскар (1909-89) - сербский писатель. Герой Социалистического Труда.В стихах и поэмах кон. 30-40-х гг. преобладают элементы реализма. В романе''Песня'' (1952), в серии романов под общим названием ''Каторга'' (т. 1-51963-72), написанных преимущественно в сюрреалистической манере, ставитпроблемы социализма, гуманизма и революционной этики.

Определение слова «Давичо» по БСЭ:
Давичо - Оскар (р. 18.1.1909, Шабац), сербский писатель. Окончил философский факультет в Белграде (1930). Работал преподавателем средних школ. Был членом т. н. белградской группы сюрреалистов, но вскоре примкнул к интеллигенции, связанной с компартией Югославии. За пропагандистскую деятельность в 1932 осужден на каторгу. Во время фашистской оккупации Югославии был заключён в итальянский концлагерь. После капитуляции Италии (1943) перешёл на партизанскую территорию, принял участие в народно-освободительной борьбе. Творческий путь и идейно-эстетические позиции Д. противоречивы. В начале 30-х гг. Д. пишет в рамках поэтики сюрреализма (сборник «Анатомия», 1930).
С конца 30-х гг. до начала 50-х гг. в его творчестве преобладают элементы реализма (сборник «Стихи», 1938, поэма «Зренянин», 1947, сборник «Вишня за стеной», 1950). Затем Д. снова связывает своё творчество с модернизмом, выступает одним из главных его теоретиков. Поэзия Д. тех лет становится абстрактной, трудной для восприятия (поэма «Человеков человек», 1953, сборники «Населённые глаза», 1956, «Каирос», 1959).
Д. много экспериментирует и в области художественной прозы. Роман «Песня» (1952), в котором изображена борьба белградских комсомольцев-подпольщиков с фашистскими оккупантами, в основном реалистичен (хотя и содержит немало элементов фрейдизма в трактовке характеров). Близки к нему по манере письма романы
«Бетон и светляки» (1956), тетралогия «Тюрьма» («Молчание», 1963, «Голод», 1963, «Тайны», 1964, «Бегство», 1966). В этих произведениях, как и в романах, написанных в сугубо модернистской, преимущественно сюрреалистской, манере
(«Рабочее название бесконечность», 1958, «Генералбас», 1962), Д. ставит в полемическом плане проблемы социализма, гуманизма, революционной этики, трактуя их нередко с фрейдистских позиций.
Лит.: Николин В. М., Рябова Е. И., На ложном пути, в сборнике: Литература славянских народов, в. 6, М.. 1961; Ильина Г. Я., Романы Оскара Давичо, там же, в. 7, М., 1962; Kapidzić- Оsmanagić Н.. Srpski nadrealizam i njegovi odnosi sa francuskim nadrealizmom, Sarajevo, 1966: Библиографjа Оскара Давичо, Београд, 1969.
М. Богданов.

Давиться    Давичо    Давка