Есенин

Есенин в Энциклопедическом словаре:
Есенин - Сергей Александрович (1895-1925) - русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924),посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

Читать избранные стихи Есенина:

Определение слова «Есенин» по БСЭ:
Есенин - Сергей Александрович [21.9(3.10).1895, с. Константинове, ныне Есенино Рязанской области, - 28.12.1925, Ленинград; похоронен в Москве], русский советский поэт. Родился в крестьянской семье. С 1913 жил в Москве, работал в типографии; был слушателем народного университета им. А. М. Шанявского. Первое опубликованное стихотворение -
«Берёза» (1914). В 1915 Е. переехал в Петроград, где сблизился с поэтами Н. Клюевым, С. Городецким, познакомился с А. Белым и А. Блоком. Первый сборник стихов «Радуница» (1916) привлек внимание проникновенным изображением природы и
«праздничностью зрения», которую сам Е. впоследствии осознал как живую черту народного мироощущения, связав её с органической образностью русского языка, с обрядовым и орнаментальным народным искусством (ст. «Ключи Марии», 1918).
Отношение Е. к Октябрьской революции - восторженное, но с «крестьянским уклоном» (по его словам) - отразилось в цикле поэм 1917-18 («Отчарь», 1917, «Октоих», 1918, «Инония», 1918, «Пантократор», 1919, и др.),
своеобразной поэтической «библии», назначением которой, по замыслу Е., было нести «светильник» искусства в обновленный революционным вихрем быт. Но вскоре Е. ощутил, что реальные социально-исторические сдвиги несовместимы с его крестьянской утопией «Инонии», земли, где реки текут «молоком и мёдом».
Недоверчивое и враждебно-оборонительное отношение к «железному гостю» - городу проявилось в произведениях 1919-21: в «Сорокоусте», 1920, «Кобыльих кораблях»,
1920, «Песне о хлебе», 1921, отчасти - в лирической драме «Пугачев» (1921).
В 1919-23 Е. состоит в группе имажинистов. Связь уже сложившегося самобытного художника с Имажинизмом была чисто внешней, но жизненный стиль и быт имажинистской богемы сыграли немалую роль в судьбе Е. Пессимистические упадочнические настроения отразились в цикле
«Москва кабацкая» (1921-24), в поэме «Чёрный человек» (1925). Однако Е. не мог жить в отрыве от общества, современности, от России (это стало для него особенно ясно во время заграничного путешествия 1922-23). 1924-25 были для Е. годами перелома. В
«Песни о великом походе», сборнике «Русь Советская» (1925), стихах «Возвращение на родину», «Капитан земли», вступлении к эпической поэме «Гуляй-поле» Е. стремится «... постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь».
Поэт воссоздаёт в своих стихах образ В. И. Ленина; воспевает подвиг бакинских комиссаров («Баллада о двадцати шести», 1924); в поэме «Анна Снегина» (1925) реалистически показывает новую, революционную жизнь села. Среди написанных тогда же лирических стихов широко известны цикл
«Персидские мотивы» (сборник 1925), стихи «Письмо матери», «Собаке Качалова». Однако, несмотря на искреннее желание художнически освоить «иную жизнь села» и уважение к новой, интернациональной России, Е. продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы».
В состоянии тяжёлой душевной депрессии покончил с собой.
Е., выразивший своей поэзией «неисчерпаемую «печаль полей», любовь ко всему живому в мире и милосердие...» (Горький М., Собрание соч., т. 17, 1952, с. 64), - один из самых читаемых русских лириков и замечательный обновитель поэтической образности. Восприняв романтический настрой народной песни, научившись у частушки искусству лирического жеста, а у загадки - метафоричности, он миновал опасность стилизаторства и создал оригинальную поэтическую систему, в которой свободно соединяются напевность и живописность, фольклорная обобщенность и сложность индивидуальных душевных движений. На родине Е. - мемориальный музей. Произведения Е. переведены на многие языки.
Соч.: Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Воронского], т. 1-4, М. - Л., 1926-27; Соч.{Вступ. ст. К. Зелинского], т.1-2, М., 1955; Собр. соч., т.1-5. М., 1961-62; Собр. соч., т. 1-5, М., 1966-68.
Лит.: Горький М., Сергей Есенин, Собр. соч., т. 17, М., 1952; Есенин. Жизнь. Личность. Творчество, под ред. Е. Никититиной, М., 1926; Воспоминания о Сергее Есенине. Сб. под общей ред. Ю. Л. Прокушева, М., 1965; Наумов Е., Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1969; Юшин П. Ф., Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция, М., 1969; Коржан В., Есенин и народная поэзия, Л., 1969, Карпов Е. Л., С. А. Есенин. Библиографический справочник, М., 1966.
А. М. Марченко.
Худ. А. Ушин. Илл. к «Избранным произведениям» (Ленинград, 1957). Гравюра на дереве.

Автограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано...».

С. А. Есенин.

Есаульша    Есенин    Есенский