Фортепьяно
Фортепьяно в Энциклопедическом словаре:
Фортепьяно - (итал. fortepiano - от forte - громко и piano - тихо), общееназвание клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой(рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появлениесовременного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.
Определение слова «Фортепьяно» по БСЭ:
Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо)
струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1709-11 в Италии Б. Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики. В Ф. звук, в отличие от звука Клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы - от очень тихих до очень громких (отсюда название Ф.). К концу 18 в. Ф. вытеснило клавесин и Клавикорд. Непрерывное усовершенствование Ф. (особенно во 2-й четверти 19 в.) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время Пианизма. Во 2-й половине 18 в. созданы 2 основных вида механики - с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т. н. венской и англ.); начала применяться Репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры.
Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая). Менялась форма (вместо угловатых - округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента - деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками, затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания. Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического (см. Хроматизм) звукоряда. Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 7ј октавы (Ля субконтроктавы - До пятой октавы). Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали Ф. универсальным инструментом - сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для Ф., важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами 18-20 вв. Разновидности Ф. - Пианино и Рояль.
Лит.: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; Closson. Е., Histoire du piano, Brux., 1944; Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaus..., 1440 bis 1880, Olten, 1955.
Фортепьянный
Фортепьяно
Фортескью