Гость

Значение слова Гость по Ефремовой:
Гость - 1. Тот, кто пришел или приехал навестить кого-л., провести у кого-л. некоторое время. // перен. разг. Что-л., возникающее, появляющееся где-л. на какое-л. время, эпизодически.
2. Тот, кто пришел или приехал откуда-л. с какой-л. целью и временно проживает где-л. // Постороннее лицо, приглашенное или допущенное на собрание, заседание. // перен. разг. Тот, кто приходит куда-л., появляется где-л. через какие-л. промежутки времени.
3. устар. Купец (обычно иноземный).

Значение слова Гость по Ожегову:
Гость - Купец, ведущий заморскую торговлю


Гость О неожиданном пришельце, о том, кто (что) появился (появилось) неожиданно
Гость Постороннее лицо, приглашенное присутствовать на собрании, заседании, празднестве
Гость Тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время

Значение слова Гость по словарю Ушакова:
ГОСТЬ
гостя, мн. гости, гостей, м. (первонач. купец, преимущ. иностранный). 1. Посетитель, по-дружески навещающий кого-н. Пришли гости, а угощать их нечем. || Посетитель ресторана или гостиницы (в устах прислуги; устар.). 2. Приглашенное или допущенное на какое-н. собрание, заседание и т. п. постороннее лицо. Места для гостей. 3. перен., в сочетании с прил.: редкий, частый, случайный и т. п. О ком-чем-н., появляющемся, возникающем где-н. на какое-н. время (книжн.). Чума - страшный гость средневекового города. Почтальон - редкий гость в горных аулах Кавказа. Итти в гости - направляться к кому-н. в качестве гостя. Быть в гостях - находиться у кого-н. в качестве гостя. Из гостей - оттуда, где был в

Значение слова Гость по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гостьтермин, встречающийся наравне с "купцом" в древнейших памятниках русской истории: "мы от рода русского слы и гостье", читаем в договоре 945 г. Игоря с греками. Гость означает первоначально купца, который торгует, разъезжая по различным землям. Купцы и гости в древнейшей Руси не составляют ни сословия, ни чина, как позднее в Московском государстве, когда по словам замечательного челобитья, напечатанного В. Сторожевым в "Библиографических записках" (1892 г., № 1), было четыре великих чина: освященный, служивый, торговый и земледетельный. Это обособление торгового чина начинается с конца XVI в., когда происходит видоизменение во всех слоях населения Москов. госуд.; гости вырастают до привилегир. представителей купеческого чина вообще, имевших право владеть вотчинами наравне с военно-служилыми людьми, по отечеству. Гости не входили в состав гостиной сотни, появившейся в Москве вместе с суконной сотней с конца XVI в. Люди гостиной сотни ни в чем не тянули с людьми черных сотен и за усердную службу при таможенных и кружечных дворах жаловались "гостиным именем", т. е. в гости. Московская организация торговых людей, говорит В. И. Сергеевич, находится в прямом противоречии с интересами торговли, для которой нужна свобода, а не обязательная служба. Хорошо известно невыносимое положение этих невольных государевых слуг во время отчетности их перед московскими приказами, которая нередко благодаря знаменитой московской волоките, тянулась год, а иногда и более, и совершенно расстраивала торговые дела купцов. Следует строго избегать встречаемого иногда в литературе смешения гостей и людей гостиной сотни. См. Плошинского, "Городское или среднее состояние русского народа в его историческом развитии" (СПб., 1852); Пригары, "Опыт исторического исследования состояния городских обывателей в вост. России"; В. И. Сергеевича, "Русские юридич. древн." (т. I, СПб., 1890). В. Ст.

Определение слова «Гость» по БСЭ:
Гость - 1) на Руси до 16 в. крупный купец, торговавший с др. городами или зарубежными странами. Г. некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане»
и др.
2) В конце 16 - начале 18 вв. член высшей привилегированной корпорации купцов. Каждый Г. имел от царя особую жалованную грамоту «на гостиное имя». Основными привилегиями Г. были: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность непосредственно царю. На Земских соборах Г. были представлены выборными людьми. Состав Г. формировался по выбору правительства. В 17 в. в Русском государстве было 20-30 чел. Г. Торговые обороты отдельных Г. достигали нескольких десятков тыс. руб. в год. Г. вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия, эксплуатируя большое число наёмных и феодально зависимых людей. Г. обязаны были выполнять поочерёдно сложные казённые поручения (обычно полтора года): возглавляли крупнейшие таможни (в Москве, Архангельске), собирали чрезвычайные налоги, заведовали казёнными предприятиями, оценивали казенные меха в Сибирском приказе, торговали казёнными товарами и т. д. В случае недобора в казну Г. несли материальную ответственность. В 20-е гг. 18 в. были включены в купеческое сословие (см. Купечество).
Лит.: Базилевич К. В., Крупное торговое предприятие в Московском госу- дарстве в первой половине XVII в. Л., 1933; Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане (XIV-XV вв.), М. - Л., 1935; Тихомиров М. Н., Средневековая Москва в XlV-XV вв., М., 1957; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. 1, М. - Л., 1947; Бахрушин С. В., Торговые крестьяне в XVII в., в его кн.: Научные труды, т. 2, М., 1954; его же, Торги гостя Никитина в Сибири и Китае, там же т. 3, ч. 1, М., 1955.
Л. Н. Копылов.

Гостомысл    Гость    Гостьюшка