Грим

Значение слова Грим по Ефремовой:
Грим - 1. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью.
2. разг. Косметические средства для лица.

Значение слова Грим по Ожегову:
Грим - Карандаши и другие принадлежности, употребляемые при гримировке


Грим Оформление лица (раскраска, использование пластических и волосяных наклеек париков) для игры на сцене

Грим в Энциклопедическом словаре:
Грим - (франц. grime - букв. - забавный старикан), 1) искусство изменениявнешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок(грима), пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. 2)Гримировальные краски и другие принадлежности грима.

Значение слова Грим по словарю Ушакова:
ГРИМ, грима, м. (от ит. grimo - морщинистый) (театр.). Раскраска лица для игры на сцене. Наложить грим. Играть в гриме. На повторные вызовы публики актер вышел уже без грима. || Краски в виде карандашей, употр. для гримировки. Взял с собой грим.

Определение слова «Грим» по БСЭ:
Грим (франц. grime, буквально - забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый)
искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени.
Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Г. пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15-16 вв.). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция; Д. Гаррика - Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.
Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства Г. в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Г. занимался художник Р. Д. Раугул.
Искусство Г. в кино имеет свою специфику. Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Г. основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране
(«крупный план») в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.
Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113-25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. - М., 1939: Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л. - М., 1947.
Н. П. Хмелёв. Он же в роли Пеклеванова («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова).

Ф. И. Шаляпин. Он же в роли Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова).

К. С. Станиславский. Он же в роли Аргана («Мнимый больной» Мольера).

Грильяж    Грим    Грим-уборная