Хлебников

Хлебников в Энциклопедическом словаре:
Хлебников - Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) - русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки.

Хлебников


Олег Николаевич (р. 1956) - русский поэт. В лирике поиски собственного места в жизни, экзистенциальные вопросы, тема города и порождаемых им проблем человеческого общения. Сборники стихов: "Апрель"(1975), "Родники" (1976), "Наедине с людьми" (1977), "Город" (1981), "Письма прохожим" (1982), "Местное время" (1986) и др.

Определение слова «Хлебников» по БСЭ:
Хлебников - Велимир (Виктор Владимирович) [28.10(9.11).1885, с. Малые Дербсты бывшей Астраханской губернии, - 28.6.1922, деревня Санталово бывшей Новгородской губернии], русский советский поэт. Родился в семье учёного-биолога. В 1903-11 учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1905 начал печатать естественнонаучные сочинения, литературные - в 1908. В 1910-х гг. входил в литературное объединение
«Гилея», участвовал в футуристических изданиях (см. Футуризм). Художественные произведения вышли отдельными книгами: «Изборник», «Творения» (обе - 1914). После Октябрьской революции 1917 работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в периодике. Большая часть литературного наследия Х. не была опубликована при его жизни.
Многие малые произведения Х. имели в ранний период чисто экспериментальный характер. Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалипсические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера»)
к реалистическим завоеваниям зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»), монументальных поэм о
1-й мировой войне 1914-18 и Октябрьской революции («Война в мышеловке», 1915-1919; «Ладомир» и «Ночь в окопе», обе - 1921; «Ночной обыск» и «Ночь перед Советами», обе - 1921). Мечту о всемирном братстве людей, собственном поэтическом предчувствия
«нового космического сознания» Х. пытался проверить математическими расчётами и выяснением «законов времени» (книга «Учитель и ученик», 1912; «Время - мера мира», 1916; «Доски судьбы», 1922). Стремясь к синтетическому знанию, к сближению методов науки и искусства, Х. утопически полагал открыть на этом пути возможность создания
«новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества.
В. В. Маяковский называл Х. «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка.
Соч.: Собр. произв., т. 1-5. [Вступ. ст. Ю. Тынянова и Н. Степанова], Л., 1928-33; Неизданные произведения. [Ред. и коммент. Н. Харджиева и Т. Грица], М., 1940.
Лит.: Перцов В., О Велимире Хлебникове, «Вопросы литературы», 1966, № 7; Харджиев Н., Маяковский и Хлебников, в кн.: Харджиев Н. и Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970: Степанов Н., Велимир Хлебников. Жизнь и творчество, М., 1975; Дуганов Р. В., Краткое
«искусство поэзии» Хлебникова, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1974, т. 33, № 5; его же. Проблема эпического в эстетике и поэтике Хлебникова, там же, 1976, т. 35, № 5.
В. В. Хлебников.

Хлебник    Хлебников    Хлебница