Хоркхаймер

Хоркхаймер в Энциклопедическом словаре:
Хоркхаймер - (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог,основатель Франкфуртской школы, директор Института социальных исследованийво Франкфурте-на-Майне.

Определение слова «Хоркхаймер» по БСЭ:
Хоркхаймер (Horkheimer)
Макс (14.2.1895, Штутгарт, - 7.7.1973, Нюрнберг), немецкий философ и социолог. (ФРГ), один из основателей Франкфуртской школы. Профессор (1930-33 и 1949-63) и ректор (1951-53) университета во Франкфурте-на-Майне, директор института социальных исследований (1931-65), в 1934-49 в эмиграции в США, профессор Колумбийского университета. Издатель журнала
«Zeitschrift fur Sozialforschung» (1932-41) и серии публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков («Studies in prejudice», v. 1-5, 1949-50). Написанная Х. совместно с Т. Адорно «Диалектика просвещения»
(1948) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы. В развитой им т. н. критической теории общества Х. пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и Психоанализа З. Фрейда, а также этики А. Шопенгауэра. В центре внимания Х. - проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по Х., решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем
(«Studien uber Autoritat und Familie», P., 1936, S. 3-77), анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой «массовой культуры». Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного
«индустриального общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы. Сознание неизбежности этой тенденции приводило Х. к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определённых культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю
«устремлённость к иному», исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал сильное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам Х. отмежевался.
Соч.: The eclipse of reason, N. Y., 1947; Sociologica, Bd 2, Fr./M., 1962 (совместно с Th. Adorno); Kritische Theorie, Bd 1-2, Fr./M., 1968.
Лит. см. при ст. Франкфуртская школа.
Ю. Н. Попов.

Хоркать    Хоркхаймер    Хорлик