Хроматическая Гамма

Хроматическая Гамма в Энциклопедическом словаре:
Хроматическая Гамма - в музыке - звукоряд, включающий все 12 входящих воктаву звуков.

Значение слова Хроматическая Гамма по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хроматическая гамма — состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X. гамма применяется. Общее правило письма этой гаммы заключается в том, что в восходящей X. гамме пользуются знаками повышения: диезом, дубль-диезом и, при бемолях в ключе, — бекаром; в нисходящей — знаками понижения: бемолем, дубль-бемолем, а при диезах в ключе — бекаром, причем ключевые знаки входят в состав X. гаммы. В восходящей X. гамме, применяемой в до мажор, не ставят ля-диез, заменяя его нотой си-бемоль; в нисходящей — не ставят соль-бемоль и заменяют его нотой фа-диез. Из этого следует, что в восходящей хроматической гамме, применяемой в мажорном строе, повышенная шестая ступень диатонической гаммы заменяется пониженной седьмой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы), а в нисходящей пониженная пятая ступень заменяется повышенной четвертой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы). В X. восходящей гамме в миноре пользуются письмом восходящей X. гаммы соответствующего мажора, в нисходящей — письмом нисходящей X. гаммы одноименного с минором мажора. Таким образом, в миноре в восходящей X. гамме повышенная первая ступень (диатонической мажорной гаммы) заменяется пониженной второй, а в нисходящей пониженная пятая (диатонической минорной гаммы) заменяется повышенной четвертой; напр. в X. восходящей гамме, применяемой в строе ля минор, ля-диез заменятся нотой си-бемоль, а в нисходящей ми-бемоль заменяется нотой ре-диез. Н. Соловьев.

Определение «Хроматическая Гамма» по БСЭ:
Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой-либо энгармонической замены, прочие ступени в мажоре при движении вверх обозначаются через повышения основных (только VI повышенная заменяется VII пониженной), а при движении вниз - через понижения основных (только V пониженная заменяется IV повышенной). В миноре при движении вверх применяется написание параллельного, при движении вниз - одноимённого мажора.
Хроматическая гамма до мажор - восходящая и нисходящая.

Хроматическая Аберрация    Хроматическая Гамма    Хроматическая Поляризация