Иконография

Значение слова Иконография по Ефремовой:
Иконография - 1. Описание и изучение изображений какого-л. лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры. // Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-л. лица.
2. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов.

Значение слова Иконография по Ожегову:
Иконография - Описание и изучение изображений каких-нибудь лиц в произведениях живописи, скульптуры


Иконография Описание сюжетов
Иконография Правила которых должен придерживаться художник при изобюражении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц
Иконография Совокупность таких изображений

Иконография в Энциклопедическом словаре:
Иконография - (от греч. eikon - изображение - образ и ...графия), визобразительном искусстве строго установленная система изображениякаких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, какправило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознаниииконография - описание и систематизация типологических признаков и схем,принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен(преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Подиконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица,совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи,направления.

Значение слова Иконография по словарю Ушакова:
ИКОНОГРАФИЯ
иконографии, мн. нет, ж. (от греч. eikon образ и grapho - пишу) (науч.). 1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений. 2. кого-чего. Систематическое описание изображений какого-н. сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса. 3. собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.

Значение слова Иконография по словарю Брокгауза и Ефрона:
Иконография (греч.) — описание древних или новейших изображений, преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике и т. д.; напр., И. Петра Великого — описание портретов этого государя; И. Геркулеса — описание его изображений в памятниках искусства.

Определение слова «Иконография» по БСЭ:
Иконография (от греч. eikуn - изображение, образ и...графия)
в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве).
На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании И. - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 - начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
В исторической науке И. - система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической И. распространяются на фото- и кинодокументы.
Под И. понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.
Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939; Rйau L., Iconographie de l’art chrйtien, v. 1-3, P., 1955-59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67; Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.
К. Г. Богемская.

Иконографический    Иконография    Иконология