Эпиграфика

Значение слова Эпиграфика по Ефремовой:
Эпиграфика - Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей.

Значение слова Эпиграфика по Ожегову:
Эпиграфика - Наука о древних надписях

Эпиграфика в Энциклопедическом словаре:
Эпиграфика - вспомогательная историческая и филологическая дисциплина,изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических,деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась каксамостоятельная область знания в сер. 19 в.

Значение слова Эпиграфика по словарю Ушакова:
ЭПИГРАФИКА
эпиграфики, ж. (см. эпиграф) (археол., филол.). Наука о надписях (см. надпись во 2 знач.).

Значение слова Эпиграфика по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эпиграфика (от греч. επιγραφή — "надпись") — название научной дисциплины, занимающейся изучением надписей. См. Надписи.

Определение слова «Эпиграфика» по БСЭ:
Эпиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху Возрождения; методика Э. как науки (о приемах дешифровки, восполнения и датирования надписей см. также в ст. Палеография) разработана в 18-19 вв. Расшифровка египетских иероглифов, клинописи, микенской письменности (см. Линейное письмо) значительно расширила в 19-20 вв. область Э. Эпиграфические тексты - важный источник по политической, социальной и экономической истории; надписи обычно современны содержащимся в них сведениям.
Древнейшие иероглифические надписи Египта относятся к рубежу 4-3-го тыс. до н. э. (некоторые идеограммы - более раннего времени): тексты на стенах пирамид и др. культовых сооружений, на стелах и др. Среди позднеиероглифических надписей известны билингвы, в том числе Розеттский камень, изучение которого послужило началом расшифровки иероглифов.
Клинописные тексты Месопотамии, Сирии и Малой Азии датируются от конца 4-го тыс. до н. э. и различаются по языкам: шумерские, аккадские, хеттские, хурритские, эламские, урартские. К 6-4 вв. до н. э. относятся древнеиранские клинописные надписи на скалах, стенах дворцов и др. (особенно важны надписи Дария I и Ксеркса). Э. Древнего Востока имеет особое значение для исторической науки (см., например, свод законов Хаммурапи) в силу немногочисленности иных письменных источников. Важны для истории народов Индостана идеограммы на печатях хараппской цивилизации (3-е тыс. до н. э.), тексты политического, хозяйственного, религиозного содержания времени царя Ашоки. Древнекитайские надписи на кости, бамбуке, бронзе датируются 14 в. до н. э.
С конца 2-го тыс. до н. э. появляются финикийские эпиграфические памятники религиозного, отчасти исторического содержания в Библе, Сидоне, финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфические тексты называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.) арамейские и древнееврейские тексты.
Древнегреческие надписи 11 в. до н. э., написанные слоговым письмом, происходят преимущественно с Кипра. Надписи более позднего времени (с 7 в. до н. э.) из материковой Греции, Южной Италии и с островов Средиземного моря многочисленны и разнообразны по содержанию: своды законов (см. Гортинские законы), декреты, международные договоры, списки должностных лиц и т. д., а также тексты исторического содержания. Латинские надписи (с 7 в. до н. э.) обнаружены на всей территории Римской империи и за ее пределами (Северное Причерноморье, Кавказ, Передняя Азия). Среди них есть обширные тексты: аграрные законы, муниципальный закон Юлия Цезаря, так называемое
«Завещание Августа», декреты и др. Особое место принадлежит античной керамической Э. (клейма на сосудах) - важному источнику по хозяйству и торговле. Надписи общественных организаций - источник по социальной структуре античного общества. К греко-латинской Э. примыкают нерасшифрованные надписи этрусков и других итальянских племен, в языках которых эпиграфическими методами удалось выявить ряд политических, религиозных и социальных терминов, пополняющих данные об Этрурии, ее племенном составе и пантеоне.
Средневековые и поздние надписи на греческом и латинском языках (Балканы, Западная Европа) принадлежат к так называемой христианской Э. (надгробные и церковно-строительные). Древние германцы оставили рунические надписи (см. Руны). Надписи, составленные северо-арабским письмом и принадлежавшие различным народам, распространены от берегов Атлантики до Тихого океана (с 6 в.).
Для истории народов Кавказа большое значение имеют армянские и грузинские надписи, содержащие данные по политической и культурной истории. Тюркские рунические надписи с 6 в. известны на территории от Монголии до Венгрии. В Южной Сибири открыты Орхоно-енисейские надписи на стелах.
Первые славянские надписи (10 в.), исполненные кириллицей, происходят из Македонии, Сербии, Хорватии и Чехии. Древнейшая русская надпись 10 в. обнаружена на корчаге в одном из гнездовских курганов (см. Гнездовская надпись (См. Гнёздовская надпись)). Древнерусская Э. с 11 в. представлена надписями на камнях, стенах соборов (в том числе на Софийском соборе в Киеве), на церковной утвари и др.
Эпиграфические памятники народов Юго-Восточной Азии и Центральной Америки относятся к концу 1-го тыс. до н. э. - 2-му тыс. н. э.
Основные периодические издания: «Нумизматика и эпиграфика» (с 1960); «Эпиграфика Востока» (с 1947); «Supplementum epigraphicum graecum» (Leiden, с 1923), «Annйe epigraphique» (P., с 1888), «Epigraphia Indica»
(Calc.-Delhi, с 1888).
Лит.: Новосадский Н. И., Греческая эпиграфика, 2 изд., М., 1915; М алов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. - Л., 1951; Меликишвили Г. А., Урартские клинообразные надписи, Л., 1960; Рыбаков Б. А., Русские датированные надписи XI-XIV вв., М., 1964; Федорова Е. В., Латинская эпиграфика, М., 1969; Тайны древних письмен, М., 1976; Corpus inscriptionum semiticanim..., pt. 1-2, 4-5, P., 1881-1952; Labat R., Manuel d
йpigraphie akkadienne, 4 ed., P., 1963; Dessau Н. (ed.), Inscriptiones latinae selectae, 2 ed., v. 1-3, Berolini, 1954-1955; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 2 ed., Firenze, 1968.
Л. А. Ельницкий.

Эпиграф    Эпиграфика    Эпиграфист