Дисциплина

Значение слова Дисциплина по Ефремовой:
Дисциплина - 1. Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.
2. разг. Следование своим собственным правилам.


Отрасль научных знаний.

Значение слова Дисциплина по Ожегову:
Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам


Дисциплина Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки

Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
Дисциплина - (лат. disciplina) - 1) определенный порядок поведения людей,отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а такжетребованиям той или иной организации. 2) Отрасль научного знания, учебныйпредмет.

Значение слова Дисциплина по Бизнес словарю:
Дисциплина - от лат. disciplina - выдержанность, строгость

правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка внутри компании или фирмы.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
ДИСЦИПЛИНА
дисциплины, ж. (латин. disciplina). 1. только ед. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. || Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума. 2. Самостоятельная отрасль какой-н. науки (книжн.). Гуманитарные дисциплины.

Значение слова Дисциплина по словарю Даля:
Дисциплина
ж. франц. воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание; воинская управа, расправа.

Значение слова Дисциплина по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дисциплинавообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого. Д. называется также отдельная отрасль науки или преподавания. Дисциплина (воинская). — Под воинской Д. подразумевается совокупность условий, определяющих взаимные отношения между военачальниками и их подчиненными. Из этого определения видно, что начало Д. вытекает из принципа военной иерархии и что содержание понятия воинской Д. дает не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным — иными словами, что понятие воинской Д. не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации). Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Д. Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом. Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных. Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемый главной задачей начальника в мирное времяподготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием: 1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата; 2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами, и 3) былых условий общ. жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Д. как на совокупность только тех условий, кот. определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Д. с понятием подчиненности. Действующий русский закон (ст. 1 Дисц. устава 1888) дает широкое определение понятию воинской Д.: воинская Д. состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому, говорится далее, она обязывает точно и беспрекословно исполнять приказания начальства, строго соблюдать чинопочитание, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания. Требуя от подчиненных беспрекословного исполнения приказаний начальников, закон наш, однако, не распространяет принципа обязательности начальнического приказа на приказ противозаконный. Хотя на это прямого указания в Д. уставе не имеется, но ст. 2 Уст. ссылается на 69 ст. Воинского устава о наказ., которая категорично провозглашает, что деяние, учиненное во исполнение заведомо для подчиненного противозаконного приказания начальника, преступно. На вопрос, обязателен ли приказ, выходящий из сферы служебных отношений — действующий закон прямого ответа не дает. Чинопочитание, состоящее, по определению ст. 3 Дисциплинарного уст., в оказании должного уважения начальнику и старшему в чине, обязательно как на службе, так и вне службы. Обязанности начальника по отношению к подчиненным перечислены в ст. 4 Д. уст.: он должен в сношениях с подчиненными быть справедливым, отечески печься о благосостоянии вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных, быть в нужных случаях их советником и руководителем, избегать всякой неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком значении воина, призванного к защите престола и отечества от врагов внешних и внутренних. Ср. М. Драгомиров, "Учебник тактики" (СПб., 1891); П. Гудим-Левкович, "Курс элементарной тактики" (СПб., 1887), а также др. учебники тактики и военной администрации и В. Кузьмина-Караваева, "Характеристика общей части уложения и Воин. устава о наказ." (СПб., 1890). К.-К.

Определение слова «Дисциплина» по БСЭ:
Дисциплина (лат. disciplina)
общественная, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Д. является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязательная Д. и специальная Д. - обязательная только для членов определённой организации (трудовая, партийная, воинская и т.д.). Д. всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Различают внутреннюю Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению. Внутренняя Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внешних санкций и принудительных мер.
«... Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В отличие от внутренней Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внешние санкции - положительные или отрицательные. Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчёте на материальное или какое-либо иное поощрение или стремясь избежать наказания. В конечном счёте Д. определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жёсткая Д., т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
В различных общественных системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде; речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных главным образом на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религиозное регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль материальных интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в буржуазном обществе с его отношениями
«голого чистогана» и господством индивидуалистической морали. Вместе с тем в качестве регулятивного механизма выступает нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т.п.
В социалистическом обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характеризовал социалистическую Д. как «... дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе»
(там же, с. 500). Социалистическая Д. развивается в процессе сознательного строительства новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания. Важным средством её укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование.
На современном этапе социалистического и коммунистического строительства усложнившаяся организация общества и научно-техническая революция предъявляют повышенные требования к Д., организованности, ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода коммунистического строительства сформулированы в Программе КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма.
Лит.: Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Великий почин, там же, т. 39; Программа КПСС, М., 1961; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958, с. 36-43, 130-44.
Л. А. Седов.

Дисфункция    Дисциплина    Дисциплина Бюджетная