Эбнер-Эшенбах

Эбнер-Эшенбах в Энциклопедическом словаре:
Эбнер-Эшенбах - (Ebner-Eschenbach) Мария фон (1830-1916) - австрийскаяписательница. В социально-психологической новеллистике (''Божена-служанка'',1876, ''Лотти-часовщица'', 1889) - интерес к жизни людей из народа,неприятие светской морали.

Значение слова Эбнер-Эшенбах по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эбнер-Эшенбах (баронесса Мария von Ebner-Eschenbach, урожденная графиня von Dubsky) — известная немецкая писательница; род. в 1830 г. в Моравии; выросла под руководством своей мачехи, обратившей ее внимание на немецкую литературу. Живя то в моравском поместье отца, то в Вене, Э. имела случай изучить два общественных слоя, изображаемых в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию. 18-ти лет от роду она вышла замуж за барона Э., военного инженера. Под влиянием венского Бург-театра она попробовала свои силы в драматическом творчестве, но трагедия ее "Maria Stuart in Schottland" (1860), поставленная в Карлсруэ, не имела успеха ни на сцене, ни у критики; за ней следовали "Marie Roland" (1867), "Doctor Ritter" (1872) и комедия "M ä nnertreue (1874). Успех "Erz ä hlungen" (1875) уяснил Э. настоящую область применения ее дарования, которое с большей еще силой проявилось в "Dorf- und Schlossgeschichten" (1883). Теперь она по праву считается первой из современных немецких писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения, тонкому юмору и живому социальному чувству, проникающему произведения этой аристократки по рождению и вкусам. Кроме указанных произведений, в "Gesammelte Schriften" (с 1892 г., 6 т.) Э. вошли "Aphorismen" (1880), "Parabeln, M ä rchen und Gedichte" (1892), новая серия "Dorfund Schlossgeschichten" (1888), большие повести "Das Gemeindekind" (1888) и "Uns ü hnbar" (1890). Издание неполно: в него не вошли "Ein kleiner Roman" (1889) и многочисленные позднейшие рассказы. Лучшие из рассказов Э. "Jakob Szela", "Die Unverstandene auf dem Dorfe", "Er l ässt die Hand küssen", "Lotti, d ie Uhrmacherin", "Nach dem Tode", "Wieder die Alte", "Die Freiherrn von Gemperlein", "Oversberg", "Die Kapitalistinnen", "Zwei Komtessen", "Glaubenslos", "Rittmeister Brand", "Bеrtram Vogelweid". Понемногу круг наблюдений Э. расширялся; она ознакомилась также с буржуазными кругами и дала их изображение; любопытна также обширная галерея типов прислуги. Главное достоинство Э. — уменье рассказывать; движение рассказа — ее основная цель; ей служат, как они ни удачны сами по себе, отдельные характеры, среда, настроения. Изображение общественных противоречий и несправедливостей действует у Э. тем сильнее, что очевидно чуждо всякой тенденциозности, непримиримой с оптимистическим и идеалистическим мировоззрением Э. На русском языке появилось немногое: "Питомец общины" ("Вестник иностр. лит.", 1892); "Примерный ученик" ("Кн. Нивы", 1899, № 5); "Ученик первого разряда" ("Русск. мысль", 1900, № 10); "С отличием" ("Рус. вест.". 1901, № 9); "Mиpскoe дитя" (1897); "Клятва" ("Живоп. обозр.", 1898, № 3); "Сжечь не распечатывая"; "Старая собака"; "Первенец" ("Рус. вест.", 1901, №№ 11—12).

Определение слова «Эбнер-Эшенбах» по БСЭ:
Эбнер-Эшенбах (Ebner-Eschenbach)
Мария фон (13.9.1830, замок Здиславиц, Моравия, - 12.3.1916, Вена), баронесса, австрийская писательница. Мастер реалистической прозы (сборники новелл «Истории из жизни деревни и замка», 1883; «Новые истории из жизни деревни и замка», 1886, и др.),
Э.-Э. сатирически изображала нравы австрийского буржуазно-аристократического общества, сочувствовала бесправному положению народа. Нравственное превосходство простолюдина утверждают романы Э.-Э. «Божена-служанка» (1876),
«Лотти-часовщица» (1889). Творчество Э.-Э. не свободно от морализаторства и сентиментальности.
Соч.: Ausgewдhlte Werke, Bd 1-3, W., 1963; в рус. пер. - в кн.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959.
Лит.: Benesch К., Die Frau mit den hundert Schicksalen, W.- Mьnch., 1966.

Эблу    Эбнер-Эшенбах    Эбонит