Кнебель

Кнебель в Энциклопедическом словаре:
Кнебель - Мария Осиповна (1898-1985) - актриса, режиссер, педагог, народнаяартистка России (1958). Дочь И. Н. Кнебеля. С 1924 во МХАТе. В 1950-68режиссер (в 1955-1960 и с 1966 главный режиссер) Центрального детскоготеатра. Среди постановок: ''В добрый час!'' (1954) В. С. Розова, ''Таланты ипоклонники'' (1969) А. Н. Островского, ''Дядюшкин сон'' (1972) по Ф. М.Достоевскому. Профессор ГИТИСа (с 1960). Государственная премия СССР(1978).


Иосиф Николаевич (1854-1926) - российский издатель икнигопродавец. С 1895 выпускал в Москве иллюстрированные художественныеиздания русских классиков, детские книги, наглядные пособия и др.

Значение слова Кнебель по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кнебель (Карл Людвиг von Knebel, 1744—1834) — немецкий писатель, сначала офицер прусской службы, потом гофмейстер веймарского принца Константина. В 1774 г., сопровождая своего воспитанника и его брата Карла-Августа во Францию, по пути посетил во Франкфурте Гёте, который, через его посредство, впервые познакомился с Карлом-Августом. После смерти принца Константина К. продолжал жить в Веймаре, вращаясь в тесном кружке Гёте, Шиллера, Гердера, Виланда; позже переселился в Йену. Известен своими превосходными переводами элегий Продерция (Лейпциг, 1798), поэмы Лукреция "De rerum natura" (Лейпциг, 1821; 2 изд., 1831) и драмы Альфьери "Saul" (Ильменау, 1829). Меньшее значение имеют его оригинальные стихотворения — "Sammlung Kleiner Gedichte" (Лейпциг, 1815) и "Distichen" (Йена, 1827), перепечатанные в "Litterar. Nachlass und Briefwechsel K." (Лейпциг, 1835; новое изд., 1840). Guhrauer издал его "Briefwechsel mit G ö the" (Лейпциг, 1851), которого К. был, быть может, интимнейшим другом, a D ü ntzer — "Aus Knebels Briefwechsel mit seiner Schwester Henriette" (Йена, 1858). Ср. Hugo von Knebel-D öberitz, "K.-L. von K." (Веймар, 1890).

Определение слова «Кнебель» по БСЭ:
Кнебель - Мария Осиповна [р. 6(18).5.1898, Москва], советский режиссёр, педагог, народная артистка РСФСР (1958). Училась с 1918 в студии М. А. Чехова, затем в школе при 2-й студии МХАТа. С 1924 в труппе МХАТа. Играла в основном острохарактерные роли (Шарлотта - «Вишнёвый сад» Чехова, Карпухина - «Дядюшкин сон» по Достоевскому и др.).
Режиссёрскую деятельность К. начала в 1935 в Московском театре им. Ермоловой. Осуществила постановки: «Дальняя дорога» Арбузова (1936), «Последние»
Горького (1937), совместно с Н. П. Хмелевым - «Дети солнца» Горького (1937) и «Как вам это понравится» Шекспира (1940), во МХАТе - «Кремлёвские куранты» Погодина (1942, совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко и Л. М. Леонидовым),
«Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946, совместно с А. Д. Поповым) и др. С 1950 режиссёр, а в 1955-60 главный режиссёр Центрального детского театра (спектакли: «Страница жизни» Розова, 1952, и др.). К. особенно близка драматургия Чехова. Она ставила спектакли:
«Иванов» (1955, Московский театр им. Пушкина) и «Вишнёвый сад» (1965, Центральный театр Советской Армии; «Эбби тиэтр», Дублин). В 1969 поставила «Таланты и поклонники» Островского (Московский театр им. Маяковского). С 1932 К. ведёт педагогическую работу, с 1948 преподаёт на режиссёрском факультете ГИТИСа (с 1960 профессор). Награждена 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Слово в творчестве актера, М., 1954; О действенном анализе пьесы и роли, М., 1961: Вся жизнь. [Воспоминания актрисы]. М., 1967.
К. Л. Рудницкий.

Кндр    Кнебель    Кнезер