Колосс

Значение слова Колосс по Ефремовой:
Колосс - 1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т.п.
2. перен. Кто-л. или что-л., отличающиеся величиной или величием.

Значение слова Колосс по Ожегову:
Колосс - О ком-чем-нибудь огромном, величественном


Колосс Статуя, сооружение громадных размеров

Значение слова Колосс по словарю Ушакова:
КОЛОСС
(ос), колосса, м. (греч. kolossos - столб) (книжн.). 1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т. п. (устар.). Колосс Родосский (статуя др.-греч. бога солнца Гелиоса на о-ве Родосе в 32 метра). 2. перен. О ком-чем-н. подавляющем величиной или величием (книжн.). Колосс двуглавый... Эльбрус огромный, величавый. Пушкин. Колосс мысли. Колосс на глиняных ногах (книжн.) - о чем-н. с виду величественном, но слабом, внутренне разлагающемся. Россию Николая 1 часто называли колоссом на глиняных ногах. (Из библейского рассказа о царе вавилонском Навуходоносоре, видевшем во сне громадного металлического истукана на глиняных ногах - символ своего царства, к-рому суждено разрушиться.)

Значение слова Колосс по словарю Даля:
Колосс
м. греч. предмет огромных размеров, необычайной величины; говор, особ. о литом или тесаном подобии человека. Колоссальный, чрезмерной величины, необычайно огромный. -ность ж. свойство, состояние колоссального; огромность.

Значение слова Колосс по словарю Брокгауза и Ефрона:
Колосс (κολοσσος, colossus) — название, употребляемое для обозначения всякой статуи, превосходящей своими размерами натуру. Еще в глубокой древности египтяне олицетворяли в подобных статуях своих богов и царей, в намерении гигантизмом этих изображений выразить их величие. Они вырубали их колоссальные фигуры, в стоячем или в сидячем положении, из камня, нередко очень твердой породы, преимущественно для помещений в преддвериях храмов и по дорогам, ведущим к ним. Из бесчисленных К., произведенных египетским искусством, достаточно будет указать на лежащего сфинкса, высеченного из целой скалы, неподалеку от мемфисских пирамид, на статуи фараона Рамсеса II, при входе в Ибсамбульский храм, и на так называемых Мемнонов (статуи матери и жены Аменхотепа III), близ деревни Мединет-Абу. Древние греки также чествовали своих богов сооружением громадных их изваяний, каковы были, например, знаменитые произведения Фидия — бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе, хрисоэлефантинная статуя Афины-Девы, в Парфеноне, и такая же статуя Зевса, в его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, равным образом из золота и слоновой кости, для аргосского храма этой богини. Но все другие древнегреческие К. превосходил своею величиной К. родосский — бронзовая фигура Гелиоса, бога солнца, изваянная учеником Лисиппа, Харесом из Линдоса, в 280 г. до Р. Х. Эта статуя, считавшаяся одним из семи чудес света, имела 32 м высоты и стояла в родосской гавани, но не так, как полагали еще недавно, т. е. не с расставленными над входом в гавань ногами, образовывавшими как бы ворота, через которые могли проходить даже большие корабли. Сооружение ее длилось 12 лет и стоило дороже 300 золотых талантов — суммы, вырученной от продажи материала, брошенного Димитрием Полиоркетом, когда ему надоело осаждать Родос. Будучи разрушена землетрясением, в 224 г., она удивляла своей массивностью еще современников Плиния ("Hist. Natur.", XXXIV, 18). В VII столетии нашей эры арабский полководец Муавиах, после завоевания Родоса, продал обломки этой статуи некоему эдесскому еврею; для их перевозки ему понадобилось до 900 верблюдов. Из древнеримских К. в особенности заслуживает внимания бронзовая статуя Нерона, высотой в 40 м, воздвигнутая, по приказанию этого императора, скульптором Зенодором, в Риме, на "Священном пути", переименованная, после смерти Нерона, в статую Солнца, а потом превращенная в статую императора Коммода. Средневековая пластика не производила К., и они стали снова появляться лишь с эпохи Возрождения. Между новейшими К., наиболее замечательны бронзовые статуи Карла Борромео, в Ароне, на Лаго-Маджоре (произведение скульптора Черани, исполненное в 1697 г.), Богоматери, в Пюи (известная под названием No t re-Dame de France, работы Боннасье, 1860 г.), памятник Герману, близ Детмольда (работы Э. фон-Банделя, 1875 г.), национальный памятник немецких побед 1870—71 гг., воздвигнутый в 1877 г. в Нидервальде (работы И. Шиллинга), и статуя Свободы, освещающей мир, в Нью-Йорке (работы Бартольди, 1878—86 гг.). А. С-в.

Колосочек    Колосс    Колосс Родосский