Музыкально-издательское дело Музыкальные сочинения

Значение слова Музыкально-издательское дело Музыкальные сочинения по словарю Брокгауза и Ефрона:
Музыкально-издательское дело Музыкальные сочинения (раньше всеговокальные сочинения духовн. содержания) до изобретения книгопечатания распространялись в списках, рассылавшихся в разные страны. Изобретение книгопечатания вызвало и попытки нотопечатания (см. Ноты). Большого развития издание музыкальных произведений достигает во Франции трудами семьи Бальяр (Baillard), с 1552 г. Привилегия, полученная этой семьей, значительно тормозила М.-издательское дело во Франции, где в середине XVIII века ноты печатались еще теми же устаревшими типами, что и в XVI в. В 1755 г. Брейткопф (см. соотв. статью) изобрел сложные нотные типы, что сделало нотопечатание изящным и удобным, но вместе с тем трудным и дорогим. Типографский способ печатания нот ныне не уступает печатанию нот с гравированных металлических досок. Это обстоятельство вызвало быстрый рост, а вместе с ним и распространение М. изданий. Издание М. произведений сосредоточено главным образом в Лейпциге, где с 1829 г. существует союз немецких торговцев музыкальными изданиями, издающий свои "Mitteilungen" (с 1888 г.), с ежегодными статистическими обозрениями немецкой М. торговли. Из 274 исключительно М.-издательских фирм Лейпцига (1894) всего более выдается фирма Брейткопф и Гертель (особенно дешевые классики). В Лейпциге же находится единственная за границей русская М.-издательская фирма Митрофана Петровича Беляева (с 1885 г.), почти исключительно занятая изданиями произведений русских композиторов (см. два каталога 1895 г., с портретами русских композиторов). Число напечатанных ей М. произведении достигает 900. В 1893 г. на немецком музыкальном рынке появилось с лишком 10 тысяч названий М. произведений. В 1893 г. М. произведениями торговали в Германии, кроме лейпцигских, еще 2 503 книжные фирмы. В России изобретениями по части нотопечатания стали пользоваться позже других стран. Как и на Западе, у нас раньше всего появляются сочинения духовной музыки, в том числе "Ирмологий" (см. соотв. статью) — одна из самых старинных нотных книг всего славянства, уже в 1704 г. бывшая в употреблении в Курижском м-ре (близ Харькова). В Москве напечатаны нотным наборным шрифтом (1772 г.) ныне весьма редкие "Октоих" (нотный), "Ирмологий" (нотный), "Праздники" (нотного издания). "Богогласник" (пространный) напечатан в 1790 г. в Почаевской лавре, тем же шрифтом. Первое светское нотное издание — "Пролог" на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, под заглавием "Титово милосердие", — напечатан в 1742 г. в Москве. Издания синода вскоре уступают место изданиям в области музыки народной и учебной. Первыми учебниками были "Методический опыт, каким образом выучить детей читать музыку" (перев. с франц., М. 1773) и "Клавикордная школа, или краткое и основательное показание к согласию и мелодии, с практическими примерами, изъясненное Лелейном" (там же, перев. с нем.). В Петербурге в 1781 г. появилось впервые "Собрание наилучших российских песен", без имени собирателя. Первая оперная партитура вышла в 1790 г.: "Горе-богатырь Косометович", слова императрицы Екатерины II, музыка Мартини, переложенная для клавира с голосами Иваном Прачем, издавшим в 1790 г. "Собрание русских народных песен". В 1791 г. вышла партитура "Олега", слова Екатерины II, музыка Сарти, Каннобио и Пашкевича; в 1792 г. — "Новый российский песенник". Одной из первых издательских музыкальных фирм в России была фирма И. Д. Герстенберга, существовавшая в СПб. всего два года (1794—96). Около 1810 г. возникает в Петербурге фирма "Карл Пец" (издала сочинения Карла Арнольда, Карла Мейера, Фильда и др.). Фирма "Одеон" (владелец — Хурсалкин) издала впервые большинство романсов Глинки и напечатала клавир-аусцуги его опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" (с немецкими текстами Ю. К. Арнольда). Фирма "М. Бернард" (см.), существующая с 1829 г., издала большинство романсов А. С. Даргомыжского, 12 романсов (избранных) М. И. Глинки, основала в 1840 г. журнал "Нувеллист" (см.) и пр. В начале 50-х годов издания фирмы "Одеон" перешли к Ф. Стелловскому (приобретшему и издания фирмы К. Пец), который издал "Аскольдову могилу" Верстовского, "Русалку" Даргомыжского, "Рогнеду", "Юдифь", "Вражью силу" Серова и др. оперы, а также "Музыкальный Альбом" (прил. к журналу "Пантеон"), несколько оркестровых сочинений М. Глинки и пр.; фирма существовала до 1887 г. Фирма "Брандус и Дюфур" издавала "Музыкальный Свет" с 1847 г. В начале 60-х годов возникает довольно известная в свое время фирма "А. Битнер", имевшая отделение в Гамбурге; перестала существовать в 1893 г. В 1869 г. основана фирма "В. Бессель и К°"; ею изданы оперы "Каменный гость" А. Даргомыжского, "Опричник" П. Чайковского, "Кавказский пленник" Кюи, "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка" и "Псковитянка" Н. Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна, "Корделия" Н. Соловьева, "Тушинцы" Бларамберга, много хоровых сочинений, оркестровых партитур и т. д. Василий Васильевич Бессель (род. в 1843 г.) перевел на русский язык "Обозрение всеобщей истории музыки" Шлюттера; в 1872—77 гг. издавал специально-музыкальный журнал "Музыкальный Листок", позднее журнал "Музыкальное Обозрение". В конце 70-х гг. в Москве возникает фирма "П. Юргенсон", издавшая много сочинений П. Чайковского и перепечатки сочинений иностранных композиторов; она приобрела в 1889 г. большую часть изданий М. Бернарда. В 1887 г. издания Ф. Стелловского перешли к фирме " А. Гутхейль". Наша музык. издательская деятельность в последние годы значительно возросла: десятки граверов нотных работают теперь в России, а общее число изданных за последние 20 лет сочинений превышает 30 тысяч номеров. О нотных изданиях церковных XVII и XVIII вв. см. статью Н. Бессонова, "Судьба нотных певческих книг. Одна из ветвей истории моск. печатного дела" ("Православное Обозрение", 1864 г., май и июнь), и брошюру В. Бесселя, "Материалы к истории нотно-издательского дела в России" (СПб., 1895). —ский.

Музыка и Театр    Музыкально-издательское дело Музыкальные сочинения    Музыкальное Обозрение