Москвин
Определение слова «Москвин» по БСЭ:
Москвин - Андрей Николаевич [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, - 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы «Чёртово колесо», 1926; «Шинель», 1926, совместно с Е. С. Михайловым).
Но уже в картинах «С. В. Д.» (1927) и «Новый Вавилон» (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме
(«Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна
«Иван Грозный» (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии «Ивана Грозного» положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. -
«Над Неманом рассвет» (1953), «Овод» (1955), «Дон Кихот» (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами.
Р. И. Маланичев.
Москвин - Иван
Михайлович [6(18).6.1874,
Москва, - 16.2.1946, там же],
русский советский
актёр, народный
артист СССР (1936). В 1893-96 занимался на драматическом
отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1896-98 работал в Ярославском театре, в театре Корша в Москве. В 1898 стал актёром Московского Художественного театра (с 1943
директор). Заглавная роль в трагедии
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898) показала
самобытность и силу его
дарования. Трактовка этой роли предвосхитила
отчасти характеристику странника Луки в
спектакле «На дне» Горького.
Многогранность таланта актёра раскрылась на
материале русской драматургии.
Протест против прогнивших устоев царской России звучал в проникнутом высоким драматизмом образе Феди Протасова
(«Живой труп» Л. Н. Толстого), тема «униженных и оскорблённых» нашла
трагическое выражение в
скорбной фигуре штабс-капитана Снегирёва («Братья Карамазовы» по Достоевскому).
Чёткость социальных характеристик определила образы
стяжателя Прокофия Пазухина
(«Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина), лицемерно-жестокого ханжи и деспота Фомы Опискина («Село Степанчиково» по Достоевскому). Комедийно-сатирическая
стихия в
творчестве М.,
создателя трагикомического образа Епиходова в «Вишнёвом саду»
Чехова,
особенно проявилась в советское
время. Он создал образы Хлынова и Прибыткова («Горячее сердце» и «Последняя жертва» Островского), Червакова («Унтиловск»
Леонова), Ноздрёва («Мёртвые души» Гоголя), Загорецкого
(«Горе от ума» Грибоедова). В произведениях советской драматургии актёр с успехом сыграл трагическую роль Пугачёва («Пугачёвщина» Тренёва) и исполненную мягкого
юмора роль профессора Горностаева («Любовь Яровая» Тренёва), Ивана Горлова
(«Фронт» Корнейчука), контр-адмирала Белоброва («Офицер флота»
Крона). Выступал и как
режиссёр. Снимался в кино: Поликушка («Поликушка», 1922), Вырин («Коллежский регистратор», 1925) и др.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Государственные премии СССР (1943, 1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Статьи и
выступления, в кн.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948.
Лит.:
Иезуитов Н., Москвин, в кн.: Актёры МХАТ в кино, М., 1938;
Марков П., Москвин, в кн.: Театральные портреты, М. - Л., 1939;
Соболев Ю., И. М. Москвин, в сборнике: Мастера МХАТ, М. - Л., 1939.
Б. И. Ростоцкий.
И. М. Москвин в роли Луки («На дне» М. Горького).
И. М. Москвин в роли Царя Федора Иоанновича («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого).
И. М. Москвин.
Москва пик
Москвин
Москвитин