Мечеть

Значение слова Мечеть по Ефремовой:
Мечеть - Мусульманское культовое здание.

Значение слова Мечеть по Ожегову:
Мечеть - Мусульманский храм

Мечеть в Энциклопедическом словаре:
Мечеть - (от араб. масджид - место поклонения) - мусульманское культовоесооружение. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженныйгалереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны поосям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивалисьцентрические купольные мечети.

Значение слова Мечеть по словарю Ушакова:
МЕЧЕТЬ
мечети, ж. (от араб.). Магометанский молитвенный дом.

Значение слова Мечеть по словарю Даля:
Мечеть
ж. арабск мусульманский молитвеный дом; стар. мизгить. Мечетный, к мечети относящ.

Значение слова Мечеть по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мечеть (старинно-русское мизгит, от арабского mizdżid, "дом молитвы") — храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М. два или более минарета с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэдзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет — маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат арабески и религиозно-нравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богато украшенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько Коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медресе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоевателиарабы и турки, — лишь только захватывали в свою власть какой-нибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II. См. Мусульманское искусство.

Определение слова «Мечеть» по БСЭ:
Мечеть (от араб. масджид - место поклонения)
культовое мусульманское сооружение. В 7-8 вв. сложился тип прямоугольной в плане М. с окруженным галереями двором и многостолпным молитвенным залом, в обращенной к Мекке стене которого помещался один или несколько Михрабов (мечеть Омейядов в Дамаске, 705-715; см. илл.). С 10 в. распространяется тип М. с айванами на осях двора. В различных странах под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы М. В Северной Африке для М. характерен глубокий молитвенный зал с выходящими во двор многочисленными нефами, потолками-Артесонадо и сталактитовыми куполами (Кутубия в Марракеше, 1153), в Иране, странах Центральной и Средней Азии - айваны по сторонам двора, выдвинутый монументальный портал-пештак на главном фасаде (мечеть Калян в Бухаре, 12 в., перестроена в 15-16 вв.; Соборная М. в Исфахане, 9-20 вв., см. илл.), в Турции - центрическое здание, покрытое большим куполом в окружении малых куполов или полукуполов (мечеть Селимие в Стамбуле, 1557). М. обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. Современные М. строятся из новейших строительных материалов, но большей частью сохраняют традиционную планировку.
Лит.: Бартольд В. В., Ориентировка первых мусульманских мечетей, Соч., т. 6, М., 1966, с. 537-42; Golvind L., La mosquйe..., Alger, 1960.
Мечеть в Дамаске. 8 в. Интерьер. Сирийская Арабская Республика.

Мечеть Омейядов. 705-715. Двор.

Соборная мечеть в Исфахане. Юго-западный айван. 12 в. Перестройка и облицовка портала - 1475.

Мечетный    Мечеть    Мечехвост