Мотоцикл

Значение слова Мотоцикл по Ефремовой:
Мотоцикл - Двух- или трехколесная машина для передвижения по безрельсовым дорогам с двигателем внутреннего сгорания, расположенным впереди сиденья.

Значение слова Мотоцикл по Ожегову:
Мотоцикл - Открытая транспортная машина с двумя или тремя колесами, с двигателем внутренне го сгорания, расположенным впереди седла

Мотоцикл в Энциклопедическом словаре:
Мотоцикл - (от мото... и греч. kyklos - колесо) - двух- или трехколесноетранспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объемкоторого св. 50 см3 (обычно карбюраторный, двух- или четырехтактный,мощностью до 75 кВт). Подразделяются на дорожные (скорость до 215 км/ч,расход топлива до 5,8 л на 100 км), спортивные и специальные.


(от мото... и греч. kyklos - колесо) - двух- или трехколесноетранспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объемкоторого св. 50 см3 (обычно карбюраторный, двух- или четырехтактный,мощностью до 75 кВт). Подразделяются на дорожные (скорость до 215 км/ч,расход топлива до 5,8 л на 100 км), спортивные и специальные.
(от мото... и греч. kyklos - колесо) - двух- или трехколесноетранспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объемкоторого св. 50 см3 (обычно карбюраторный, двух- или четырехтактный,мощностью до 75 кВт). Подразделяются на дорожные (скорость до 215 км/ч,расход топлива до 5,8 л на 100 км), спортивные и специальные.

Значение слова Мотоцикл по словарю Ушакова:
МОТОЦИКЛ, МОТОЦИКЛЕТ, мотоцикла, м., и (разг.) МОТОЦИКЛЕТКА, мотоциклетки, ж. (от мото- и греч. kyklos - колесо, в латин. произношении). Двухколесный механический экипаж, вроде велосипеда, снабженный двигателем внутреннего сгорания.

Определение слова «Мотоцикл» по БСЭ:
Мотоцикл (от лат. motor - приводящий в движение и греч. kэklos - круг, колесо)
двух- или трёхколёсное (трицикл) транспортное средство, снабжённое двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом более 49,8 смі. Первые М. появились в конце 19 в. в Западной Европе. В 1924-32 в Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные образцы М.
(«Союз», ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-З, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное производство М. в СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-300: рабочий объём 300 смі, мощность 4,7 квт) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная с Л-300).
По назначению М. подразделяются на дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) и специальные. Дорожные М. (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам и массе, хорошей манёвренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются как средство индивидуального транспорта. К специальным М. относятся патрульные, эскортные, торговые и т. п.
М. (рис.) состоит из нескольких групп механизмов: двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экипажной) части, системы электрооборудования. Двигатель М. - карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение - встречным потоком воздуха (на отдельных моделях спортивных и высокофорсированных дорожных М. - водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных М. составляет 51,5-98,2 квт/л (70-130 л. с./л), 4-тактных - 37-66 квт/л (50-90 л. с./л), спортивных - 146-220 квт/л (200-300 л. с./л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней (моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве М. Коробка передач - шестерёнчатая, имеет от 2 до 6 передач; на большинстве дорожных М. - 4. Передняя передача (от двигателя к коробке) - цепная, реже - шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу) - цепная, реже - карданный вал. В электрооборудование входят источники питания (генераторы переменного или постоянного тока, аккумуляторные батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы поворота, торможения и звуковые сигналы).

Табл. 1. - Техническая характеристика дорожных мотоциклов, выпускаемых в СССР












ПоказателиМ-106«Восход-2»«Планета-3»ИЖ-«Юпитер-3»«Урал-3»* М-66«Днепр»* МТ-9
Рабочий объём двигателя, смі123,5173,7346347649649
Число цилиндров (число тактов)1 (2)1 (2)1 (2)2 (2)2 (4)2 (4)
Диаметр цилиндра, мм5261,757261,757878
Ход поршня, мм585885586868
Степень сжатия9,57,57,27,57,07,2
Максимальная мощность, квт (л. с.)6,62 (9)8,1 (11)13,2 (18)18,4 (25)23,6 (32)23,6 (32)
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин520054005000540050005200
Максимальная скорость, км/ч8595110120 (90)***105100
Количество передач444444**
Масса (сухой вес), кг100112156158(253)***320320
Контрольный расход топлива, л/100 км (при скорости, км/ч)2,75 (50)2,8(50)3,55 (55)3,75(55)***
(5,8)***
5,8(55)5,8(55)

* Выпускается только с коляской. ** Одна передача - заднего хода. *** Для мотоциклов с коляской.

Табл. 2. - Техническая характеристика некоторых зарубежных дорожных мотоциклов












ПоказателиJAWA 50,
ЧССР
«Мото-
бекан» Д125,
Фран-
ция
ČZ 175,
ЧССР
MZ250,
ГДР
«Панно-
ния»
P20,
ВНР
«Кава-
саки» 350S2,
Япония
BMW
P60/5,
ФРГ
«Хонда»
CB750,
Япония
«Мюнх» TTS,
ФРГ
Рабочий объём двигателя, смі481241722492463465997361200
Число цилиндров121122244
Число тактов222222444
Диаметр цилиндра, мм58435870565373,56175
Ход поршня, мм654365655052,370,96366,6
Степень сжатия7,8108,78,510,57,39,2911
Максимальная мощность, квт (л. с.)2,9 (4)11,04 (15)11,04 (15)13,9 (19)16,9 (23)33,2 (45)29,4 (40)49,2 (67)64,8 (88)
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин650070005600550075008000640085006500
Максимальная скорость, км/ч6012011513013017016520015
Число передач354455454
Масса, кг69108112143142150210218240

В СССР М. производят заводы в Минске (рабочий объём двигателя 125 смі), в Коврове (175 смі), в Ижевске (350 смі, одно- и 2-цилиндровые), в Киеве и Ирбите (650 смі). Выпуск М. и мотороллеров в СССР составлял (тыс.): в 1960 - 533; в 1965 - 711; в 1970 - 833; в 1973 - 1022. По производству мотосредств (М., мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место в мире - свыше 1,5 млн. в год; в Японии выпускается около 3,5 млн. (1973).
Лит.: Абросимов А. А., Тарбов А. А., Мотоциклы К-750, М-61, М-62, М., 1962; Забелин В. А., Исаев М. П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964; Мотоциклы К-125, К-175 и их модификации, 2 изд., М., 1966; Мотоцикл, М., 1971; Гинцбург М. Г., Устройство и обслуживание мотоциклов, 4 изд., М., 1972.
С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.
Схема устройства мотоцикла: 1 - передняя вилка; 2 - центральный переключатель (замок зажигания); 3 - спидометр; 4 - рычаг привода переднего тормоза; 5 - рукоятка управления карбюратором; 6 - рычаг выключения сцепления; 7 - топливный бак; 8 - карбюратор; 9 - амортизатор задней вилки; 10 - глушитель; 11 - задняя вилка; 12 - цепь задней передачи; 13 - педаль переключения передач; 14 - сцепление; 15 - цепь передней передачи; 16 - коленчатый вал; 17 - поршень; 18 - цилиндр; 19 - тормозная колодка; 20 - ступица.

Мотострелковый    Мотоцикл    Мотоциклетный