Примитивизм

Значение слова Примитивизм по Ефремовой:
Примитивизм - 1. Несложность по устройству, по технике исполнения.
2. Упрощенный подход к сложным вопросам.
3. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних неразвитых стилей.

Значение слова Примитивизм по Ожегову:
Примитивизм - Упрощенный подход к сложным вопросам Lib


Примитивизм Использование форм первобытного искусства, примитивных стилей

Примитивизм в Энциклопедическом словаре:
Примитивизм - совокупное название тенденций в художественной культуре(главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, ''примитивные'' формытворчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки,Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор исамодеятельное ''наивное искусство''. Примитивистские веяния в той или инойстепени свойственны большинству авангардистских течений нашего века - отфовизма, экспрессионизма и сюрреализма до ''новых диких''.

Значение слова Примитивизм по словарю Ушакова:
ПРИМИТИВИЗМ, примитивизма, мн. нет, м. (от латин. primitivus - первоначальный, первобытный). 1. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних, неразвитых стилей (искус.). 2. Упрощенный подход к сложным вопросам.

Определение слова «Примитивизм» по БСЭ:
Примитивизм
(от Примитив)
в изобразительном искусстве конца 19 - 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства - первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным,
«незамутнённым» пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность,
«спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 - 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто - с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и
«няби», представителей Фовизма, Кубизма, парижской школы и Дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России - участников группировок «Голубая роза»
(после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).
Термин «П.» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 - 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.)
присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.
Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. - L., 1938.
Примитивизм

И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств. Загреб.

Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси.

А. Руссо. Автопортрет. 1890-96. Национальная галерея. Прага.

Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент.

П. Пикассо. «Танцовщица». 1907-08. Частное собрание.

М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание.

П. Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание.

П. Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало.

Примитив    Примитивизм    Примитивная Аффективная Реакция