Ларионов

Ларионов в Энциклопедическом словаре:
Ларионов - Владимир Петрович (р. 1938) - российский ученый,член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990).Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.


Всеволод Дмитриевич (р. 1928) - российский актер, народный артистРоссии (1977). С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991''Ленком''). Дебютировал в кино в 1945 в роли Дика Сэнда в фильме''Пятнадцатилетний капитан''. Снимался в фильмах: ''Крейсер ''Варяг'' (1946),''Улица полна неожиданностей'' (1957), ''Демидовы'', ''Анна Павлова'' (оба1983), ''Защитник Седов'' (1988), ''Чокнутые'' (1992), ''Кодекс бесчестия''(1993), в телефильмах: ''Обыкновенное чудо'', ''Дом, который построил Свифт'',''Дело Сухово-Кобылина'', ''Горячев и другие'' и др.
Игорь Николаевич (р. 1960) - российский спортсмен (хоккей сшайбой), заслуженный мастер спорта (1982). Чемпион Олимпийских игр (1984,1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-1987,1989), СССР (1982-89).
Леонид Федорович (1902-73) - российский онколог, академик АМНСССР (1969). Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинуладаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей.Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами,химиотерапии рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов.Государственная премия СССР (1951).
Михаил Федорович (1881-1964) - российский живописец. С 1915 вПариже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистскиекомпозиции (''Отдыхающий солдат'', 1911). Создал т. н. лучизм (вариантабстрактного искусства).
Михаил Федорович (22 мая 1881 - Тирасполь Херсонской губернии -10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график,театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русскихавангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера,Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие -учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А.Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистическийпериод Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшимколористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, былосоздано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С.Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку вПариж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русскогоотдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращениясотрудничал в журнале ''Золотое руно'', где впервые в России опубликовалработы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины,основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески,лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодойхудожник стал инициатором целого направления в русском искусстве -неопримитивизма (серия ''Парикмахеры'', 1907 и др.). Служба Ларионова вармии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескныхполотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожакомбунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций,ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В1910 он был среди основателей общества ''Бубновый валет''; выйдя вскоре изнего (вместе с Гончаровой), организовал выставку ''Ослиный хвост'' (1912),консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, ''Мишень''(1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовалчетвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: ''.4''. Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова иА. Крученых (''Мирсконца'', ''Старинная любовь'', ''Помада'' и др.). В 1912-14стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившейнаступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте ''Лучизм'' (1913)Ларионов провозглашал: ''Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвети тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могутвозникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы,выделенные волею художника''. С началом войны был призван в армию, служилпрапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован.Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе сГончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданствополучил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы:''Русские сказки'' А. К. Лядова (1917), ''Шут'' С. С. Прокофьева (1921),''Байка про лису'' И. Ф. Стравинского (1922), ''Классическую симфонию'' С. С.Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский периодв творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец,сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русскомбалете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг.,после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположниковмодернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжениидесятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставкиработ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году вРоссию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой,завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.
Андрей Николаевич (1889-1963) - российский электротехник,член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинами электроприводу.

Значение слова Ларионов по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ларионов (Василий Иванович)русский вице-адмирал; род. в 1699 г.; в морской службе с 1718 г. В 1739 г. отправлен в Якутск к Берингу для снабжения продовольствием "северной экспедиции". Сохранились его "Записка о строении российского флота, корабельных лесах и водяных сообщениях" в "Жизнеописаниях первых русск. адмиралов" (СПб. 1834) и проект соединения водным путем Петербурга с Архангельском.

Определение слова «Ларионов» по БСЭ:
Ларионов - Андрей Николаевич [родился 4(16).7.1889, Москва, - 7.2.1963, там же], советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1953). После окончания в 1919 Московского высшего технического училища преподавал в нём, а с 1930 в Московском энергетическом институте (с 1933 профессор). В 1921-41 работал также во Всесоюзном электротехническом институте; с 1953 - в институте автоматики и телемеханики АН СССР. Основные труды по теории, расчёту и конструированию специальных электрических машин и электропривода. Под руководством Л. и при его участии разработан ряд типов малогабаритных электрических машин. В 1924 предложил трёхфазную мостовую схему выпрямления тока. Участвовал в решении технических задач, связанных с пуском турбо- и гидрогенераторов на электрических станциях, с электрификацией нефтяных промыслов и др. Награжден орденом Ленина и медалями.
Соч.: Применение электричества в авиации и автотранспорте, М. - Л., 1954; Основы электрооборудования самолётов и автомашин, М. - Л., 1955 (соавтор).
Лит.: Профессор А. Н. Ларионов. К 60-летию со дня рождения и 30-летию научно-педагогической деятельности, «Электричество», 1950, № 1.


Ларионов - Михаил Федорович [22.5(3.6).1881, близ Тирасполя, Молдавия, - 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], русский живописец, график, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1910) у В. А. Серова и И. И. Левитана. В 1902-06 работал в духе позднего импрессионизма
(«Куст сирени в цвету», 1904, Третьяковская галерея). В 1906 посетил Париж. С 1907, испытывая воздействие Фовизма и наивного искусства (лубок, ремесленная вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере (резкий рисунок, сочная декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат
(«Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912; обе - в Третьяковской галерее). С конца 1900-х гг. Л. (совместно с Н. С. Гончаровой) - организатор выступлений московских «левых» художников, инициатор выставок
«Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Противоречивые искания Л. привели его в 1911 к созданию так называемого лучизма (одного из первых примеров абстрактного искусства), оказавшегося в итоге бесперспективной художественной системой. В 1910-е гг. Л. выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов
(«Помада» Кручёных, издано в 1912). С 1915, живя в Париже, оформлял балетные постановки в антрепризе С. П. Дягилева (вместе с Гончаровой - «Русские сказки» Лядова, 1916; «Шут» Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.
Соч.: Лучизм, М., 1913.
Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125-130; Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов, М., 1971; George W., Larionov. P., 1966.
Г. Г. Поспелов.
М. Ф. Ларионов. «Отдыхающий солдат». 1911. Третьяковская галерея. Москва.

Ларингофонный    Ларионов    Ларионова