Прометей

Значение слова Прометей по Ефремовой:
Прометей - Отважный человек, совершивший ради людей что-л. важное, полезное и нередко опасное.

Прометей в Энциклопедическом словаре:
Прометей - в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огоньи передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале иобречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал егопечень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл.Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, П. Б. Шелли и др.),изобразительном искусстве и музыке (Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и др.).


российское издательство демократического направления,1907-16, Санкт-Петербург. Книги главным образом по философии, русскойистории, истории литературы; беллетристика.
спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата''Вояджер-2'' (США, 1980). Расстояние от Сатурна ок. 139 тыс. км, диаметрок. 80 км.

Значение слова Прометей по Религиозному словарю:
Прометей - [ Греческие боги ]

Определение слова «Прометей» по БСЭ:
Прометей - в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, П. похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или через день) орёл расклёвывал у П. печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тыс. лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил П. В трагедии Эсхила
«Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение П. как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: П. научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т.д. Казнимый за любовь к людям, П. Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту. К. Маркс назвал эсхиловского П.
«... самым благородным святым и мучеником в философском календаре» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25). Гуманистические черты образа бунтаря-мученика П. получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв, Т. Шевченко и др.), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и др.) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и др.). В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о П. - создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Лит.: Нусинов И. М., История образа Прометея, в его книга: История литературного героя, М., 1958; Sechan L., Le mythe de Promйthйe, P., 1951; Trousson R., Le theme de Promйthйe dans la littйrature euro-peenne, t. 1-2, Gen., 1964.
В. Н. Ярхо.

Прометеевский    Прометей    Прометей*