Байрон
Байрон в Энциклопедическом словаре:
Байрон - (Byron) - мыс, самая восточная оконечность Австралии (28 .38 ю. ш.и 153 .39 в. д.).
(Byron) Джордж Ноэл
Гордон (1788-1824) -
английский поэт-романтик;член
палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме''Паломничество Чайльд Гарольда'' (1812-18), ''восточных поэмах (в т. ч.''Гяур'',
''Лара'', ''Корсар''), философско-символических драматических поэмах -''мистериях''
''Манфред'' (1817) и
''Каин'' (1821), цикле любовно-медитативныхстихов на библейские
мотивы ''Еврейские мелодии'' (1813-15) - остроеощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов всовременном обществе,
всеобщность разочарования в действительности (мотивымировой скорби - ''космического пессимизма'').
Протест против зла мира,отстаивание
прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма''Бронзовый век'', 1823), нравоописательскую (роман в стихах ''Дон Жуан'',1819-24, не закончен), а
иногда политическую окраску (лирика).
Байрон былучастником
движения карбонариев, национально-освободительной революции вГреции (умер в военном лагере). Создал тип ''байронического рефлексирующегогероя:
разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьмистрадалец, бросающий
вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческихнастроений определила
пафос ''Манфреда'' и ''Каина''),
трагически переживающийразлад с миром и собственную
раздвоенность. Творчество Байрона, явившеесяважным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы,породило
явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. ''русского''.
Определение слова «Байрон» по БСЭ:
Байрон (Byron)
Джон (8.11.1723, Ноттингемшир, - 10.4.1786, Лондон), английский мореплаватель, коммодор. В 1740- 1744 участвовал в кругосветной экспедиции Дж. Ансона. В 1764 отправился на поиски Соломоновых островов и новых земель в Тихом океане, открыл несколько островов из групп Туамоту, Токелау и Гилберта. Именем Б. назван пролив между о. Новая Ирландия и о. Лавонгай и один из островов Гилберта (о. Байрон или Никунау).
Байрон (Byron)
Джордж Ноэл
Гордон (22.1.1788, Лондон, - 19.4.1824, Миссолунги,
Греция), английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной жизни Европы как
смелый борец против политической и идеологической реакции в годы Священного союза. Принадлежал к знатному роду. Учился в Кембриджском
университете. В 1807 опубликовал сборник
«Часы досуга», сатирическую поэму «Английские
барды и
шотландские обозреватели» (изд. 1809), направленную против реакционных романтиков. С
марта 1809 Б. член
палаты лордов. В 1812 вышли две
первые песни поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда»,
где воссозданы этапы
путешествия Б. по Бл. Востоку и Юж. Европе.
Герой поэмы -
яркий образ разочарованного в жизни молодого человека, скорбящего о крахе идеалов и об
отсутствии свободы. Речь Б. в палате лордов 27 февраля 1812 была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное
обвинение господствующих классов Англии. В
«Оде авторам билля» (1812) Б. выступил против закона о казни за
разрушение машин.
В
обстановке политической реакции 1813- 1816
трагическое мироощущение Б. углубляется, что
отражено в его лирике и поэмах т. н. восточного цикла: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814),
«Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816).
Герои этих поэм - люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь
непримиримой борьбы,
мести, даже
преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в
Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись
здесь с П. Б.
Шелли, стал его другом.
Настроение Б. этого периода нашло
выражение в поэме
«Шильонский узник» (1816). Олицетворением
бесстрашия и
свободолюбия явился образ Прометея (стих. «Прометей»). Герой философско-символической поэмы «Манфред» (1817) презирает
власть, успех, порывает с религией;
однако индивидуализм сказывается в его
характере ещё сильнее, чем у героев восточных поэм.
В 1817-20 Б. жил в Венеции. С глубоким сочувствием отнёсся он к судьбе итальянского народа, страдавшего под игом Австрии. В эти годы написаны поэмы «Жалоба Тассо» (1817), «Мазепа» (1818), 3-я и 4-я песни «Чайльд Гарольда»
(1816-17), где сказалась вера Б. в силы народа.
«Песня для луддитов» (опубл. 1830) -
отклик на новую волну рабочего
движения. В 1818 написана
поэма «Беппо», знаменующая
возникновение нового вида
сатиры в
творчестве Б. В
стихотворении «Ода к Венеции» (1818) и политической поэме
«Пророчество Данте» (1819) Б. призывал итальянцев
бороться за
объединение Италии, национальную
независимость и свободу. В 1820-21 жил в Равенне, где стал деятельным членом организации карбонариев. В трагедиях «Марино Фальеро, дож Венеции»
(изд. 1821), «Сарданапал» (1821), «Двое Фоскари» (1821) одной из причин гибели героев является их
оторванность от народа. В философско-символической драме «Каин» (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущён
униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создаёт драматическую
трилогию на библейский сюжет
«Небо и земля» (закончена
только 1-я
часть), семейно-психологическую драму «Вернер» (1822), поэму «Остров» (1823).
Поэма «Видение суда» (1822) -
пародия на одноименную поэму Р.
Саути, прославлявшую умершего короля Георга III. В сатире
«Ирландская аватара» (1821, полн. изд. 1831) Б.,
описывая торжественную
встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит ирландцев за
раболепие и
забвение национальной чести. Поводом для политической сатиры «Бронзовый век» (1823) послужил
конгресс Священного союза в Вероне (1822), принявший
решение подавить революционное движения в Европе. В Пизе и Генуе Б. продолжал
работать над стихотворным романом, начатым в 1818, -
«Дон Жуан» (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя
экзотические картины и
романтические приключения героя, Б.
вместе с тем выступил как
обличитель современного общества.
Вместо характерной для него
прежде проблемы «человек и мир» в
«Дон Жуане» возникает
проблема «человек и среда»,
приближающая Б. к реализму.
В июле 1823 Б. отправился в Грецию,
чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов против турецкого ига. В декабре 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер.
Героической борьбе
греков Б. посвятил стихи
«Песнь к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние
слова о Греции».
Память его была отмечена в Греции народным трауром.
Поэтическая
страстность, глубокий
лиризм, идейная
смелость, выразительность образов сделали Б.
одним из любимейших поэтов в Европе 19 в.
Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т.ч. русскую,
литературу, очень велико.
С именем Б. связано общественное
умонастроение в европейской литературе
начала 19 в. под названием
байронизм. Противоречивостью мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались индивидуализм, подчёркнутая
разочарованность в общественной жизни,
особый интерес к диким, экзотическим странам, но
также бунтарский дух, свооодолюбие,
готовность бороться на стороне угнетённых народов.
Высокую оценку получило творчество Б. у русских писателей и критиков.
Соч.: The works. A new revised and enlarged, ed., v. 1-13, L., 1898-1904; Byrons letters and diaries, ed. by P. Quennell, v. 1-2, [L.], 1950; Selected verse and prose works including letters and extracts from Lord Byrons journals and diaries, L.-Glasgow, 1965; в рус. пер. -
Сочинения, т. 1-3, СПБ. 1904-05; Драмы, П.-М., 1922;
Лирика и
сатира, М., 1935; Избр. произв. в одном томе, [вступ. ст. А. В. Луначарского],
Минск, 1939; Поэмы, [вступ. ст. М. Заблудовского], т. 1-2, М., 1940; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Елистратовой], М., 1953; Дон Жуан, пер. Т.
Гнедич, [вступ. ст. Н. Дьяконовой], М.-Л., 1959; Пьесы. [Вступ. ст. А. А. Аникста], М., 1959; Дневники.-Письма, М., 1963.
Лит.:
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462-63; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1953-59 (см. Указатель);
Розанов М. Н.,
Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1 -
Эпоха Байрона, М., [1922];
Жирмунский В. М., Байрон и
Пушкин, Л., 1924; Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; её же.
Наследие английского романтизма и
современность, М., 1960;
Кургинян М.,
Джордж Байрон, М., 1958;
Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.- Л., 1960; Клименко Е. И., Байрон, Язык и
стиль, М., 1960; Gray D., The life and work of Lord Byron, Nottingham, 1964; Joseph M. K., Byron the poet, L., 1964; Marchand L. A., Byrons poetry..., Boston, 1965; его же, Byron. A. biography, v. 1-3, N. Y., 1957.
М. С. Кургинян.
Байрон Дж. Г. «Шильонский узник».
Фронтиспис И.
Иванова. 1822.
Байрон Дж. Г. «Чайльд Гарольд». Илл. У. Уэстолла. 1866.
Байрон Дж. Г. «Небо и земля». Илл. А.
Кравченко. 1933.
Байрон Дж. Г. «Дон Жуан». Илл. Г. Ечеистова. 1947.
Дж. Г. Байрон.
Байрон (Byron)
мыс, самая восточная
оконечность Австралии (153°39 в. д. и 28°38 ю. ш.).
Байрейтский Театр
Байрон
Байронизм