Самуил, судия израильский

Значение слова Самуил, судия израильский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Самуил, судия израильский — последний и знаменитейший из судей израильских (одиннадцать веков до Р. Х.). Родившись и воспитавшись при храме в самое тяжелое и смутное время в жизни израильтян, он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и судие Илии религиозная и государственная жизнь до крайности пала; народу пришлось перенести жесточайший погром со стороны филистимлян, захвативших даже ковчег завета. Созвав народ в Массифе на торжественное покаяние, С. настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные С. "пророческие сонмы" или "пророческие школы" — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. С. мудро правил народом в качестве судии до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние. Не таковы были его сыновья, вследствие чего народ, опасаясь, чтобы после его смерти не водворилось прежнее бесправие, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя. С. предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомленный безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твердую власть, и отвечал С.: "нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны". Тогда С. поставил им в цари Саула, сына Кисова. Саул причинил С. множество огорчений, так что он принужден был еще при жизни Саула тайно помазать другого царя, Давида. Умер С. на 88 году от рождения и погребен был в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах 1-й книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей. А. Л.

Самуил, св. мученик    Самуил, судия израильский    Самуила