Смрти

Значение слова Смрти по словарю Брокгауза и Ефрона:
Смрти (санскр. smrti — "воспоминание, память, предание") — в индийской философско-богословской терминологии обозначение священного предания, в отличие от шрути (см.) — непосредственного "откровения". В широком значении слова С. обнимает собой ведангу, сутры, поэмы Рамаяну и Магабхарату, пураны, дхармашастрыособенности произведения Ману, Яджыявалкьи и других вдохновенных законодателей), а также нитишастры, или этические трактаты, в отличие от вед, полученных путем непосредственного откровения. В более узком значении слова С. называются индийские юридические кодексы, или дхармашастры. Законы Ману (II. 10) дают такое определение С.: "под шрути разумеется веда, а под С. — установления законов". С. Б—ч. Смарта (санскр. sm â rta — "относящийся к смрти", см.) — эпитет, прилагаемый индусами обыкновенно к некоторым из сутр (см.), наставления которых восходят к божественному вдохновению (смрти), сохраненному в предании. Это имя носит также одна из брахманских сект, члены которой являются последователями реформатора Шанкара-ачарьи, сохранившими, будто бы, в чистоте божественное смрти. Брахманы С. обыкновенно причисляются к шиваитам (см.), но в действительности являются свободомыслящими почитателями Шивы и Вишну в почти одинаковой степени. Основания их верований могут быть найдены в Магабхарате и Рамаяне, не признаваемых учениками Басавы (основателя секты лингаитов). Брахманы С. считают Брахму и Вишну проявлениями Шивы, а. этого последнего — высшим, или всеобъемлющим, духом, Парабрахмой. На лбу они изображают сандальным порошком знак из трех горизонтальных линий (иногда одной), в середине которых находится круглое красноватое или черноватое пятно. С. Б—ч.

Смотры строевые    Смрти    Смутное время Определение С. времени и его причины