Тирсо Де Молина

Тирсо Де Молина в Энциклопедическом словаре:
Тирсо Де Молина - (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес - Tellez)(1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципыренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические(''Мудрость женщины'', 1634), агиографические сюжеты, комедии (''Дон ХильЗеленые штаны'', 1635; ''Благочестивая Марта'' 1636), религиозно-философскиедрамы (''Осужденный за недостаток веры'', 1634), ауто. Драма ''Севильскийозорник, или Каменный гость'' (1630) - первая драматургическая обработкалегенды о Дон Жуане.

Определение «Тирсо Де Молина» по БСЭ:
Тирсо де Молина (Tirso de Molina)
[псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Tйllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, - 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубликованная книга -
«Толедские виллы» (1621) - по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе «Стыдливый во дворце», написана в 1605-06). Своеобразной «благочестивой»
антитезой ей является сборник «Услаждать, принося пользу» (1635). В 1627-1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.
Т. де М. писал пьесы на исторические («Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса дАвалоса», 1615-21, изд. 1635; «Мудрость женщины», 1630-33, изд. 1634, и др.), библейские («Месть Фамари», «Что больше, то и меньше», 1614, изд. 1627, и др.)
и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная - «Осуждённый за недостаток веры», 1614-15(?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий
«плаща и шпаги» интрига (классический образец - «Дон Хиль зелёные штаны», 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, «Ревнивая к себе самой»).
Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма -
«Севильский озорник, или Каменный гость» [1619- 20(?), изд. 1630], в основе которой - народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он - скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.
Соч.: Obras dramбticas completas, t. 1-3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. - Комедии, [вступ. ст. В, Сплюнаса], Т.1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. Н. Томашевского, М., 1972].
Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.-Л., 1960; Nouguй A., Loevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, [1962]; Maurel S., Lunivers dramatique de Tirso de Molina. Thйse, [P.], 1971.
С. И. Еремина.
Тирсо де Молина.

Тирс    Тирсо Де Молина    Тиртей