Тональность

Значение слова Тональность по Ефремовой:
Тональность - 1. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона (в музыке).
2. Характер звучания голоса, его тембровая окраска.
3. перен. Эмоциональная настроенность музыкального произведения.


1. Основной, преобладающий цвет, тон (2*), объединяющий отдельные цвета в картине (в живописи).
2. перен. Эмоциональная настроенность картины.

Значение слова Тональность по Ожегову:
Тональность - Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы)


Тональность Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении
Тональность Преобладающее сочетание тонов N4 в картине

Тональность в Энциклопедическом словаре:
Тональность - в музыке -..1) высотное положение лада (ладотональность). Вобозначении тональности указывается основной тон (тоника) и ладовоенаклонение (напр., до мажор, ля минор)...2) Ладовая структура, центральнымэлементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор,Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т.ч. на диссонансе в музыке 20 в.

Значение слова Тональность по словарю Ушакова:
ТОНАЛЬНОСТЬ
тональности, ж. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.

Значение слова Тональность по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тональность — см. Тон.

Определение слова «Тональность» по БСЭ:
Тональность (муз.)
в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе - с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения - Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т. без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.
Сущность Т. в классической мажорно-минорной системе - создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает своё название и сама данная Т. Для Т. мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяжённой музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Т. более высокого порядка - до мажору). Смена Т. называется модуляцией. Модуляционное движение создаёт связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т.: по ней нередко обозначается и всё музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).
Ю. Н. Холопов.

Тональное Телеграфирование    Тональность    Тональные Языки