Тулуз-Лотрек

Тулуз-Лотрек в Энциклопедическом словаре:
Тулуз-Лотрек - (Toulouse-Lautrec) Анри де (1864-190..1) - французский графики живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого,энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы).

Значение слова Тулуз-Лотрек по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тулуз-Лотрек — франц.-русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын гр. Раймунда V, сторонник Симона Монфорского в войне альбигойцев, казненный своим братом Раймундом VI. Балдуин женился на наследнице виконтства Лотрек. Граф Иосиф-Петр Т.-Лотрек (1727—1797) выехал в Россию во время революции и был принят в русскую службу с чином ген-Maйоpa. Его внук гр. Валериан Александрович (1811—1881) был ген -лейт. и начальником Кавказской кавалерийской дивизии. Род графов Т.-Лотрек внесен в V часть род. кн. Ковенской губ. В. Р.

Определение слова «Тулуз-Лотрек» по БСЭ:
Тулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec)
(собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, - 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884). Испытал влияние Импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Берпара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Т.-Л. - развлечения и быт богемы, парижского
«полусвета»; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей «естественности», в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского «дна»
изображается в композициях и портретах Т.-Л. без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни. Своеобразие манеры Т.-Л. с конца 1880-х гг. - в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров - певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Т.-Л. не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи
«конца века» («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», 1889, «В Мулен-Руж», 1892, оба произведения - в институте искусств, Чикаго; «Танец в Мулен-Руж», 1890, частное собрание, Филадельфия; «Со своей милой», акварель, гуашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Певица Иветт Гильбер», 1894, Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «В салоне на улице Де-Мулен», 1894-95, портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894, «Модистка», 1900, все три произведения - в Музее Т.-Л., Альби).
Стилистические искания Т.-Л. - одного из крупнейших мастеров Постимпрессионизма, в 1890-е гг. сближаются с
«Модерном», что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны («Мулен-Руж. Ла Гулю», 1891; «Диван жапоне», 1892).
Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Т.-Л.
Лит.: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек, пер. с франц. [Послесл. О. В. Мамонтовой], М., 1969; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек, М., 1972; Joyant М., Toulouse-Lautrec, P., 1927.
В. А. Марков.
А. де Тулуз-Лотрек.

«Аристид Брюан в своем кабаре». Афиша. Литография. 1892.

Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.

«Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж с сестрой и подругой». 1892. Собрание Д. Леви. Нью-Йорк.

«Певица Ивет Гильбер». 1884. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва.

«Цирк Фернандо». 1888. Институт искусств. Чикаго.

«Диван жапоне». Афиша. 1892.

«П. Леклерк». 1897. Лувр. Париж.

«Туалет». 1896. Лувр. Париж.

«Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте "Хильпетрик" (театр "Варьете")». 1895. Собрание Дж. Хей Уитни. Нью-Йорк.

«Танцующая Джейн Авриль». 1893. Собрание Ниаркос. Париж.

«В Мулен-Руж». Институт искусств. Чикаго. 1892.

«Аристид Брюан в кафе "Амбассадер"». Афиша. 1892.

«Пересохшая глотка, или Любительница выпить». 1888. Музей Фогг. Кембридж. (Массачусетс).

«Артиллерист, седлающий коня». 1879. Музей Тулуз-Лотрека. Альби.

Тулуз    Тулуз-Лотрек    Тулуза