Верроккьо

Верроккьо в Энциклопедическом словаре:
Верроккьо - (Verrocchio) (наст. имя ди Микеле Чони - di Michele Cioni)Андреа дель (1435 или 1436-88), итальянский скульптор, живописец, ювелир.Представитель флорентинской школы Раннего Возрождения. Сочеталреалистические искания с утонченным аристократизмом (статуя ''Давид'',1473-75, памятник кондотьеру Коллеони в Венеции, 1479-88, ''КрещениеХриста'', ок. 1470, совместно с Леонардо да Винчи).

Определение слова «Верроккьо» по БСЭ:
Верроккьо (Verrocchio; собственно Андреа ди Микеле Чони, Andrea di Michele Cioni)
Андреа дель (1435 или 1436, Флоренция, - 7.10.1488, Венеция), итальянский скульптор, живописец и ювелир Раннего Возрождения. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), А. Бальдовинетти и, возможно, у Антонио Росселлино. Испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А. Поллайоло. С 1467 выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве В. реалистические традиции флорентийского кватроченто сочетаются с аристократической утончённостью, характерной для художников, работавших при дворе Медичи в последней четверти 15 в. В своём раннем произведении - надгробии Джованни и Пьеро Медичи (порфир, цветной мрамор, бронза, 1472, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) - В. достиг гармонической соразмерности и изысканной декоративности форм. В статуе Давида (бронза, 1473-75, Национальный музей, Флоренция), отличающейся анатомической точностью и тщательностью моделировки, ювелирной тонкостью отделки, острой и изящной угловатостью линий, воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. В. выполнил ряд точных по характеристике портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея, Вашингтон; женский портрет, мрамор, около 1475, Национальный музей, Флоренция) и произведения монументально-декоративной скульптуры. В группе
«Неверие Фомы» (бронза, 1476-83, фасад здания Орсанмикеле во Флоренции) добился внутренней значительности образов, свободы композиции, естественной взаимосвязи фигур. Центральное произведение В. - конный памятник Б. Коллеони на площади. Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1479-88, отлит в бронзе в 1490) - яркое воплощение ренессансного индивидуализма. Героизированная фигура кондотьера исполнена суровой энергии и динамического напряжения. Немногочисленные живописные работы В.
(«Мадонна», около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем; «Крещение», после 1470, Галерея Уффици, Флоренция, выполнено при участии Леонардо да Винчи) отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурной тщательностью моделировки форм. В. был учителем многих итальянских художников (Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди, Перуджино и др.).
Лит.: Недошивин Г., Андреа Верроккио, «Искусство», 1938, № 6; Planiscig L., Andrea del Verrocchio, W., 1941; Passavant G., Andrea del Verrocchio als Maler, Dьsseldorf, 1959; Busignani A., Verrocchio, Firenze, 1966.
Андреа дель Верроккьо. «Давид». Бронза. 1473-75. Национальный музей. Флоренция.

Верро    Верроккьо    Версаль