Виндельбанд

Виндельбанд в Энциклопедическом словаре:
Виндельбанд - (Windelband) Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, главабаденской школы неокантианства. Определял философию как учение о ценности(''Прелюдии''). Разделял науки на номотетические, имеющие дело с законами, иидеографические, изучающие единичные, неповторимые явления. Труды поистории философии.

Значение слова Виндельбанд по словарю Брокгауза и Ефрона:
Виндельбанд (Вильгельм Windelband) — немецкий философ; род. в 1848 г.; состоял профессором в Страсбургском университете. Ученик Куно Фишера и Лотце, он примкнул к неокантианцам. Написал "Ueber die Gewissheit der Erkenntniss" (Берлин, 1873), "Ueber den gegenwärtigen Stand der psycholog. Forschung" (Лейпциг, 1876), "Die Geschichte der neuern Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besondern Wissenschaften" (т. 1 "Von der Renaissance bis Kant", Лейпциг, 1878; т. 2, "Von Kant bis Hegel und Herbart, die Blütezeit der deutschen Philosophie", Лейпц., 1880) и "Prä ludien, Reden und Aufsätze zur Einleitung in die Philosophie" (Ф рейбург и Тюбинг. 1884; общедоступное изложение начал критической философии).

Определение слова «Виндельбанд» по БСЭ:
Виндельбанд (Windelband)
Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). В. известен своими трудами по истории философии
(«История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. В характерном для неокантианства духе В. устраняет из учения Канта
«Вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию В. определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с
«этическим идеалом», В. сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. расчленил науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости.
«Одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях» (там же, с. 320). Таким образом, закономерность как руководящий принцип В. исключает из исторического познания.
Соч.: Geschichte und Naturwissenschaft, 3 Aufl., Strassburg, 1904: Ьber Willensfreiheit, 4 Aufl., Tьbingen, 1923; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tьbingen, 1957; в рус. пер. - О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, М., 1910.
Лит.: Плеханов Г. В., О книге В. Виндельбанда, Соч., т. 17, М., 1925, с. 155-59; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, «Вопросы философии и психологии», 1916, кн. 132-33; Блонский П., Современная философия, ч. 1, М., 1919; Rickert Н., Wilhelm Windelband, 2 Aufl., T
ьbingen, 1929. См. также лит. при статьях Баденская школа и Неокантианство.
Б. Э. Быховский.
В. Виндельбанд.

Виндаус    Виндельбанд    Виндзор