Васильевы

Васильевы в Энциклопедическом словаре:
Васильевы - (однофамильцы - псевд. - братья Васильевы), российскиекинорежиссеры и сценаристы: 1) Георгий Николаевич (1899-1946), заслуженныйдеятель искусств России (1940). 2) Сергей Дмитриевич (1900-59), народныйартист СССР (1948). Совместно поставлены фильмы: ''Чапаев'' (1934),''Волочаевские дни'' (1937), ''Фронт'' (1943); Сергей Дмитриевич - ''ГероиШипки'' (1955; советско-болгарский фильм). Авторы сценариев своих фильмов.Государственная премия СССР (1941, 1942).


российские актеры, братья: 1) Павел Васильевич (1832-79), насцене с 1850, с 1860 в Александринском театре. 2) Сергей Васильевич(1827-1862), с 1844 в Малом театре. Яркие представители русской актерскойшколы, отличавшиеся простотой и естественностью исполнения.

Значение слова Васильевы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Васильевы — старинная дворянская фамилия. В Гербовник внесены 3 фамилии В. — 1) Потомки Сафона Дорофеева В., в 1622 г. служившего по городу Ельцу в числе детей боярских и тогда же жалованного поместьем от царя Михаила Феодоровича. Герб помещен в Гербовник (X, 41). — 2) Потомки Ивана Васильевича В., приобретшего дворянское достоинство при Петре Великом. Внук его, Алексей Иванович Васильев (см.), был при Александре I министром финансов. Предки Алексея Ивановича в 1797 г. указом императора Павла I возведены в баронское Российской империи достоинство, а в графское достоинство сей род пожалован императором Александром I. Ср. Гербовник (VII, 6 и 173). — 3) Потомки Гурия В., жалованного поместьем при Петре Великом в 1698 г. Гербовник (VII. 151).

Определение слова «Васильевы» по БСЭ:
Васильевы - семья русских актёров.
Сергей Васильевич В. [7(19).9.1827, Москва, - 5(17).6.1862, там же]. В 1844 окончил Московское театральное училище и был зачислен в труппу Малого театра. До 1853 выступал преимущественно в переводных водевилях, исполняя роли простаков и стариков. По свидетельству современников, В. был
«... блистательно веселый комик...», не уступавший «по богатству мимики и комических интонаций... ни Садовскому, ни Живокини» (Боборыкин П. Д., За полвека, 1929, с. 43). Образы, созданные В., были проникнуты человечностью, глубоким сочувствием к «маленьким людям».
Среди его лучших водевильных ролей: сапожник Ганс («Заколдованный принц, или Переселение душ», перевод с немецкого), маркёр Антон Шаров («Ворона в павлиньих перьях» Куликова) и др. Новый этап в творчестве артиста начинается с появлением пьес А. Н. Островского. Так же как и П. М. Садовский, В. утверждал школу естественной и выразительной игры, пропагандировал национальный художественный репертуар. Превосходно владея мелодикой певучей московской речи, он создавал образы яркие по бытовой окраске. В пьесах Островского В. исполнил роли: Бородкина
(«Не в свои сани не садись»), Разлюляева («Бедность не порок»), Андрея Брускова («В чужом пиру похмелье»), Тихона («Гроза») и др. Обличительной силой было отмечено исполнение В. роли Хлестакова («Ревизор» Гоголя).
Павел Васильевич В. [1832, Москва, - 29.3(10.4).1879, там же]. Брат Сергея Васильевича В. После окончания Московского театрального училища (1850) был зачислен фигурантом в Московскую балетную труппу императорских театров. Уехав в провинцию, играл в драматических театрах Чернигова, Харькова, Полтавы, Одессы, Кишинева. Влияние на В. оказало творческое общение с А. Е. Мартыновым (Харьков, 1855). В 1860, после смерти Мартынова, В. был принят в Александрийский театр на его роли. В игре В. вдохновенные эмоциональные порывы, трагизм сочетались с предельной простотой, естественностью. Художник-реалист, В. был мастером изображения русской жизни и русских характеров. Особенно удачно исполнял роли в пьесах А. Н. Островского - Любим Торцов
(«Бедность не порок»), Тихон («Гроза»), Подхалюзин («Свои люди - сочтёмся!») и др., а также в комедиях: А. С. Грибоедова - Фамусов («Горе от ума»), Н. В. Гоголя - Осип, Кочкарёв («Ревизор» и «Женитьба»),
А. В. Сухово-Кобылина - Расплюев («Свадьба Кречинского»). Играл в водевилях: Ладыжкин, Делакторский («Жених из долгового отделения» и «Испорченная жизнь» Чернышева) и др. роли. Выступал в концертах с чтением произведений Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. С 1868 В. преподавал в Петербургском театральном училище (его ученики - Е. И. Левкоева, П. М. Свободин и др.). В 1874-1875 был актёром Московского общедоступного частного театра.
Известными актрисами были: жена С. В. Васильева - Екатерина Николаевна В. (Лаврова; 1829-77), игравшая в Александрийском театре, и их дочери Надежда Сергеевна В. (по мужу Танеева; 1852-1920) и Вера Сергеевна В. (по мужу Попова; 1854-1905).
Лит.: Филиппова Е., П. В. Васильев 2-й, Жизнь и творчество, в кн.: Труды Государственного центрального музея им. А. А. Бахрушина, М. - Л., 1941, с. 7-72; Коропчевский 0 Д., С. В. Васильев, «Ежегодник Императорских Театров», Сезон 1895-1896, СПБ. 1897.
С. В. Васильев.

П. В. Васильев в роли Любима Торцова («Бедность не порок» А. Н. Островского).

П. В. Васильев в роли Подхалюзина («Свои люди - сочтемся!» А. Н. Островского).


Васильевы - Васильевы (однофамильцы; псевдоним - братья Васильевы)
советские кинорежиссёры. Георгий Николаевич В. (25.11.1899, Вологда, - 18.6.1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в студии «Молодые мастера». Награжден орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Сергей Дмитриевич В. [22.10(4.11).1900, Москва, - 16.12.1959, Ленинград], народный артист СССР (1948). В 1924 окончил Ленинградский институт экранного искусства. Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. В. начали работать в кино в 1924. Первая совместная режиссёрская работа - документальный фильм
«Подвиг во льдах» (1928). В 1934 поставили фильм «Чапаев» (Государственная премия СССР, 1941) по собственной экранизации одноимённой повести Д. А. Фурманова. Этот фильм - выдающееся произведение социалистического реализма, сочетающий высокую идейность и художественное совершенство формы. Фильм создаёт яркий образ революционной героической эпохи, раскрывает богатство характеров: комдива Чапаева (артист Б. А. Бабочкин), комиссара Фурманова (артист Б. В. Блинов), их глубокую связь с народными массами. Убедительно и вдохновенно показана в фильме роль Коммунистической партии в организации Красной Армии, в воспитании и сплочении народных масс в годы Гражданской войны. Фильм
«Чапаев» оказал большое влияние на развитие советского искусства, а также на прогрессивное зарубежное кино. Картина демонстрировалась во многих странах. Гражданской войне посвящены фильмы В. «Волочаевские дни» (1937), «Оборона Царицына»
(1942: Государственная премия СССР, 1942): Отечественной войне - «Фронт» (1943). В 1955 Сергей Дмитриевич В. поставил фильм «Герои Шипки» (совместно с болгарскими кинематографистами), в 1958 - «В дни Октября». В. были авторами сценариев большинства поставленных ими фильмов.
Соч.: «Чапаев», «Волочаевские дни», в кн.: Избранные сценарии советского кино, т. 2, М., 1951: Заметки к постановке, в сборнике: Чапаев, М., 1936.
Лит.: «Чапаева» посмотрит вся страна. [Передовая], «Правда», 1934, 21 нояб.; Чапаев, [Сб. ст.], М., 1936.
С. Д. Васильев.

Г. Н. Васильев.

Кадр из фильма «Чапаев». Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934.

Васильевцы    Васильевы    Васильков