Баян
Значение слова Баян по Ефремовой:
Баян - 1. Легендарный древнерусский певец-сказитель.
2. Поэт, исполнитель песен, сказаний.
Большая
гармоника со сложной системой ладов.
Значение слова Баян по Ожегову:
Баян - Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов
Баян в Энциклопедическом словаре:
Баян - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматическойгармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна(Бояна).
Значение слова Баян по словарю Ушакова:
БАЯН
(или боян), баяна, м. (муз.). Музыкальный инструмент, большая гармоника со сложной системой ладов. (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в "Слове о полку Игореве".)
Значение слова Баян по словарю Брокгауза и Ефрона:
Баян — еженедельная газета; см. Музыкальные журналы.
Определение слова «Баян» по БСЭ:
Баян - Баян (Нур Баян)
Нур Галимович (15.5.1905, деревня Аняк, ныне Актанышский район Татарской АССР, - 23.4.1945, Австрия), татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена»
(1937), «Ленин в народе» (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечественной войны проникнуты верой в победу советского народа: «Весна» (1942), «На нашем пути - ленинская веха» (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.
Соч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.
Баян - Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна
язычковый пневматический
инструмент, ручная кнопочная
гармонь с
полным хроматическим звукорядом на правой
клавиатуре (диапазон си-бемоль
большой октавы - до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см.
Гармонь). Басы - в диапазоне одной октавы, но
каждая нота звучит
одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды -
мажорные и минорные
трезвучия и их
обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) - имеются во всех тональностях.
Предшественники Б. - четырехрядная петербургская
гармоника и трехрядная «венская».
Название Б.
впервые было дано четырехрядной
усовершенствованной хроматической
гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907
(Петербург). С
начала 20 в. в России стали известны
также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого,
«московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская
система. В международной
практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные).
Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-)
рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же
последовательности, а также
использование пятипальцевой аппликатуры,
значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают
введение регистров-переключателей и
дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы - до-диез третьей октавы -
постоянной, фа-диез
второй - фа большой октавы - с переключением). Б. является не
только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная
литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) Аккордеона.
А. М. Мирек.
Баямон
Баян
Баянист