Буонарроти
Буонарроти в Энциклопедическом словаре:
Буонарроти - (Buonarroti) Микеланджело - см. Микеланджело.
Определение слова «Буонарроти» по БСЭ:
Буонарроти - Буонарроти (Buonarroti)
Микеланджело, итальянский художник 16 в.; см. Микеланджело.
Буонарроти - Буонарроти (Buonarroti)
Филиппе Микеле (11.11.1761, Пиза, - 17.9.1837,
Париж), деятель революционного
движения во Франции и в Италии конца 18 - начале 19 вв., коммунист-утопист,
соратник Г. Бабёфа и
пропагандист его идей. Родился в
старинной итальянской аристократической семье.
Горячий приверженец идей Ж. Ж.
Руссо, Б. с началом Великой французской революции переехал на Корсику, где вёл активную борьбу
против сторонников
отделения её от Франции. В 1793
Конвент присвоил Б. за
революционной заслуги французское гражданство.
Решительный и
твёрдый якобинец, Б.
безоговорочно поддерживал М. Робеспьера. В марте 1795 Б. был арестован термидорианскими властями. В тюрьме познакомился с Бабёфом и проникся его коммунистическими убеждениями.
После амнистии 1795 Б. стал председателем клуба
«Пантеон» и
одним из руководителей движения «во имя равенства», членом бабувистской «тайной повстанческой директории».
Арестованный вместе с Бабёфом, Б. был приговорён (1797) к тюремному
заключению, замененному ссылкой (1800). В 1806-30, находясь в Женеве и
Брюсселе, Б. продолжал свою революционную
деятельность. В 20-30-е гг. Б. был,
по-видимому, одним из руководителей нескольких тайных революционных организаций, действовавших в Западной Европе,
особенно в Италии и во Франции. В 1828 в Брюсселе была издана его книга
«Заговор во имя равенства, или так
называемый заговор Бабёфа», сыгравшая большую роль в
распространении коммунистических идей.
После Июльской революции 1830 Б. вернулся в Париж, где провёл последние 7 лет жизни, продолжая революционную деятельность. Он оказал
большое влияние на
формирование взглядов Л. О.
Бланки и др. представителей французского утопического коммунизма 30-40-х гг. В
обосновании коммунистических идей Б.
несколько отличался от Бабёфа. В
мировоззрении Б. в большей степени проявлялось влияние рационализма и деизма. Он допускал
принцип бессмертия души и сочувствовал религиозному обоснованию социализма у сенсимонистов (см.
Сен-Симон). Признание необходимости революционной диктатуры в переходный
период, после победы восстания, составляло одну из сильнейших сторон взглядов Б. В
процессе подготовки революции Б. придавал решающее
значение созданию нелегальной, строго законспирированной организации, построенной по иерархическому принципу. Эти
организационные принципы получили
широкое распространение
среди бланкистов.
Соч. в рус. пер.:
Заговор во имя равенства, [2 изд.], т. 1-2, М. - Л., 1963.
Лит.:
Щеголев П. П.,
Филипп Буонарроти и его «Заговор равных», «Уч. зап. ЛГУ. Сер. исторических наук», 1940, в. 6; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 1-2, Roma, 1950-51; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dellottocento, Torino, 1951.
Наиболее полный библиографич.
обзор см. в кн.: Eisenstein E. L., The first professional revolutionist: Filippo Michele Buonarroti, Camb. (Mass.), 1959, p. 161-90.
В. М. Далин.
Ф. М. Буонарроти
Буняковский
Буонарроти
Буонметхуот